Казахстанский врач Аблай Шакенов, посвятивший жизнь экстренной хирургии, выложил на своей странице в Facebook откровенное обращение, в котором описал, как нелегко людям его професссии
Шакенов — хирург с 26-летним стажем, начал оперировать в 1993 году. Свой пост он опубликовал на фоне критики общества в адрес докторов и многочисленных судов над врачами. Об этом сообщает inAlmaty.kz.
По его словам, в больнице ему приходилось задерживаться допоздна, приходить на работу в выходные, а дежурная смена чаще всего плавно перетекала в новый рабочий день. Каждая операция в начале карьеры хирурга была «прыжком в бездну». Ведь даже знание назубок анатомии внутренних органов не всегда спасает, потому что в реальности все гораздо сложнее.
«Только у незамысловатого аппендикса имеется семь типичных вариантов расположения в брюшной полости. При операции учитываются различные аномалии кровоснабжения, особенности выделения аппендикса при различной степени выраженности воспалительного процесса в нем, изменения в близлежащих органах и тканях и многое другое. А хирурги делают операции не только на аппендиксе! Чтобы ими овладеть в совершенстве и быть готовыми к любой неожиданности, надо потратить годы жизни, декалитры пота и километры нервов», — пишет автор публикации.
Врач добавил, что у каждого хирурга имеется свой черный список осложнений. К ним нужно быть готовым не только во время операции, но и после. В большинстве случаев причина осложнений в особенностях организма пациента, а не в действиях врача.
«Эти осложнения потом в обязательном порядке разбираются, причем не в приватной беседе, а на конференции, в присутствии коллег и руководства. Цель таких конференций — не доказать вину хирурга, а выявить причину осложнений, чтоб впредь данный хирург и присутствующие не допускали в дальнейшем развития подобных ситуаций», — сообщил хирург.
«Зачем я это все вам описываю? Просто я хочу, чтобы вы хоть на один процент осознали, как нелегко стать настоящим хирургом, чтобы вы хоть на 0,01 процента представили себе, через что надо пройти, чтоб стать настоящим хирургом», — отметил он.
Шакенов сокрушается, что, когда он был молодым начинающим хирургом, «были хоть уважение и любовь народа». «Сейчас и этого нет. Правительство отобрало и это. Раньше нас не судили, а сейчас — запросто. Судье показалось, что врач был недостаточно учтив с пациентом — в тюрьму. Да еще и «издержки на физический и моральный ущерб» на миллионы тенге. С таким отношением к нам, как со стороны народа, так и правительства, некому вас будет лечить, а тем более оперировать», — заключил хирург.