Социологические исследования, проведённые двумя независимыми компаниями, показали, что индекс доверия работающих казахстанцев к пенсионной системе растёт
Как проводились опросы и можно ли им доверять – в материале Informburo.kz
Уровень доверия к пенсионной системе выше среднего
Анкетирование проводили дважды: по итогам 2017 и 2018 годов. Результаты показали, что за год казахстанцы стали больше доверять пенсионной системе, в том числе и Единому накопительному пенсионному фонду.
«Исследования показали, что индекс доверия населения в трудоспособном возрасте к пенсионной системе растёт и увеличился с 5,9 балла в 2017 году до 6,3 балла из 10 в 2018-м. Уровень доверия к пенсионной системе находится на уровне выше среднего», – сообщили в пресс-службе ЕНПФ.
По десятибалльной шкале 83% опрошенных оценили доверие к ЕНПФ баллами от 5 до 10. 61% респондентов – баллами от 6 до 10. В итоге уровень доверия к ЕНПФ по итогам 2018 года составил 6,4 (в 2017 году этот показатель был 5,7).
Причины недоверия: от инфляции до слухов
Опрошенные казахстанцы назвали основными причинами недоверия к пенсионной системе:
- высокий уровень инфляции;
- риск обесценения накоплений;
- правовую нестабильность (периодическое изменение законодательства, реорганизация органов власти);
- коррупцию;
- социальные факторы (слухи о негативной работе ЕНПФ, передаче его в частную собственность);
- неэффективность инвестиционной политики (вложения в различные проекты, в том числе зарубежные; отсутствие возможности управления собственными пенсионными активами).
На вопрос о том, что будет основой финансового благосостояния на пенсии, большинство ответило: «Пенсионные накопления». Голоса распределились так:
- 44,9% – накопления в ЕНПФ;
- 33,4% – пенсия от государства;
- 9,1% – собственный бизнес;
- 6,1% – затруднились ответить или указали иные источники доходов;
- 5,5% – поддержка родных и близких;
- 1,0% – страховые выплаты.
«Таким образом, большинство респондентов в качестве средства для обеспечения жизни после окончания трудовой деятельности рассматривают пенсию. При этом часть опрошенных относится к пенсионным накоплениям как к своей собственности, то есть не воспринимает их как налог. Большинство понимает, что отчисления в ЕНПФ предназначены для их обеспечения на пенсии», – уточнили в ЕНПФ.
В городе меньше верят пенсионной системе, чем на селе
Анкетирование проводили среди жителей всех регионов Казахстана и городов республиканского значения. Возраст респондентов – от 18 до 65 лет.
«В 10 из 14 областей Казахстана рейтинг доверия со стороны сельского населения к пенсионной системе выше показателя жителей городов. Таким образом, жители сёл склонны больше доверять пенсионной системе Казахстана, нежели городские жители», – пояснили в ТОО «Dic», проводившем опрос среди трёх тысяч респондентов.
Казахстанцы в целом не рассматривают отдельно пенсионную систему от ЕНПФ, но последнему верят больше.
«Опрос показал, что уровень доверия к ЕНПФ незначительно, но выше совокупного показателя уровня доверия к пенсионной системе Казахстана. Так, средний показатель уровня доверия к ЕНПФ оказался на уровне 6,39 балла, при среднем значении уровня доверия к пенсионной системе на уровне 6,31 балла. То есть респонденты больше выражают доверие ЕНПФ, нежели самой пенсионной системе», – отметили социологи.
Сокращение расходов ЕНПФ повысило доходы вкладчиков
Независимый эксперт, экономист Айдархан Кусаинов считает, что рост доверия хоть на первый взгляд и кажется небольшим (с 5,9 до 6,3 балла к системе, с 5,7 до 6,4 к ЕНПФ), на самом деле говорит о многом.
«Это достаточно серьёзный показатель, что за год доверие вкладчиков ЕНПФ к пенсионной системе выросло. Если считать по десятибалльной шкале, где 0 – это «не доверяю вообще», 5 – «сомневаюсь» и 10 – «полностью доверяю», то рост с 5,9 до 6,3 показывает, что казахстанцы больше доверяют пенсионной системе, чем совсем в неё не верят», – говорит Айдархан Кусаинов.
Правительство Казахстана рассмотрит вопрос о снижении пенсионного возраста
По его словам, во многом это заслуга прозрачной политики ЕНПФ.
«Вкладчик может ежедневно отслеживать свои накопления, ежемесячно получать информацию о структуре портфеля своих накоплений вплоть до наименования каждой ценной бумаги и объёме инвестиций в неё, ежеквартально следить за расходами и доходами самого ЕНПФ, и всё это онлайн», – продолжает финансист.
К тому же ЕНПФ сократил административные расходы, что повлияло на доходность накоплений.
«Объясню на простом примере: инвестиционный управляющий вашими активами заработал 10% годовых – из ваших 100 тенге за год сделал 110 тенге. Но если его услуги вам стоили 8 тенге, то ваша доходность 2 тенге на 100. А если ваш управляющий заработал те же 10%, но его услуги стоят 2 тенге, то ваша доходность 8 на 100», – поясняет он.
Раньше десятки частных пенсионных фондов содержали офисы в регионах, штаты сотрудников. На это уходило немало денег вкладчиков. Единый фонд автоматизировал услуги.
«ЕНПФ практически стал единым информационным центром. Это как ЦОНы в своё время улучшили жизнь казахстанцев: не нужно бегать по разным инстанциям. Также ЕНПФ по сравнению с частными фондами улучшил жизнь вкладчиков, аккумулировав все пенсионные услуги в одном месте, сократив расходы. Я не пою дифирамбы ЕНПФ, а говорю, что это правильное решение – на системном уровне сократить расходы», – подчёркивает эксперт.
Он считает, что создание ЕНПФ было правильным решением из-за эффекта масштаба, а сокращение затрат повысило доходность пенсионных накоплений казахстанцев.