Нетрадиционность проявляется в специфике их учения, идей, нравственных установок, а также в отсутствии связи с культурой, традицией и духовной жизнью конкретного общества
Новые религиозные движения могут напоминать классические: как правило, они разрабатывают собственное вероучение на основе признаваемого священным текста, существует определенная система поклонения и ритуальная практика (чаще всего упрощенная), создаются культовые сооружения (дома молитв) и т. п. Непременно формируются система ценностей и правила поведения, обязательные для последователей.
Еще одним признаком нетрадиционных религий является то, что они противопоставляют себя традиционным вероучениям. Прибывшие из-за рубежа миссионеры заявляют о том, что имеющие давнюю историю конфессии не могут удовлетворить духовные потребности человека.
Некоторые новые религии полностью отвергают старые священные тексты, другие же предлагают их новую трактовку. В крайних формах нетрадиционные движения могут полностью отвергать общечеловеческие гуманистические ценности и требования морали.
Обратим внимание на то, что руководители и последователи новых религий обычно не признают их нетрадиционный характер. Они заявляют о том, что их вероучение не является новым, это лишь очищенное, исправленное и возвращенное к своей первоначальной сути учение.
Широкое распространение новых религий обусловлено многими причинами. В частности, по историческим причинам религиозные убеждения значительной части населения не являются достаточно глубокими.
Религия вошла в жизнь большинства граждан Казахстана и других постсоветских государств лишь в начале 90-х годов. Наследием атеистической эпохи стало то, что многие люди имеют поверхностное представление о своем вероисповедании. Немало наших сограждан посещает религиозные центры (церкви, мечети) лишь по крупным праздникам, в их обыденной жизни связи с религией практически нет.
Сильны в обществе и мистические настроения. Всевозможные гадалки, маги, шаманы заполонили страницы газет и журналов, передачи оккультного содержания выходят в телеэфир. Одним словом, духовность зачастую подменяется ее суррогатом.
Шаймерден Г.И.