Кто и как будет заполнять «Бежевую книгу» в Казахстане
Инструменты качественной аналитики, правильная интерпретация и, как следствие, влияние анализа на предпринимательскую деятельность и жизнь рядовых казахстанцев. Такой подход становится не просто красивыми словами, а основополагающим в кризисное время.
Переход на «слышащее государство» в корне ситуацию пока не меняет. Мы научились слушать, возможно, оперативно реагировать, открыли аккаунты в соцсетях, завели армии ботов, но пока развиваем общество, которое научилось манипулировать действиями властей и «хайпить». В итоге каждый живет в своем параллельном мире. Мы высказываем много мнений и вроде понимаем, что действительно важно обращать внимание на такие социально значимые факторы, как безработица, предпринимательство, стимулирование кредитования и поддержка бизнеса, но прикладной аналитики, учитывающей казахстанские реалии, не так много.
Это один, причем далеко не единственный фактор, почему группа аналитических центров DASCO, ПКБ и Tengri Partners запустила проект «Бежевая книга Казахстана». С технической стороны – это груда неструктурированных данных из анкет вместе с количественными показателями, с другой стороны – хорошая «шлифовка» сухих цифр о реальном положении бизнеса. Когда мы обсуждали проект, предполагали, что многие будут закатывать глаза и говорить, что это очередная инициатива с большой суммой выделенных государственных средств, которая ничем не закончится. Кстати, хочу заметить, что проект исключительно коммерческий, на него не был потрачен ни один бюджетный тенге.
При планировании «Бежевой книги» мы собрали фокус-группу в онлайн-формате и пригласили поучаствовать государственный и финансовый сектор. В фокус-группе приняли участие более 40 аналитиков и топ-менеджеров, которые высказали свои пожелания и потребности. На самом деле спектр потребностей оказался шире, чем мы предполагали: от отраслевых срезов до исламских финансов. А интерес управляющих национальных холдингов наряду с частным сектором приятно удивил.
Отдельное внимание хотелось бы уделить интервью с бизнесменами. Когда встал вопрос о том, с кем беседовать, было решено, что респондентами будут преимущественно руководители (СЕО), а не учредители, то есть те, кто держит руку на пульсе, решает операционные вопросы. Приятно удивляет то, что бизнесмены открыты, они реже и меньше пишут в социальных сетях, но больше делают.
В США и Китае в рамках «Бежевой книги» предприниматели также охотно проходят анкетирование, понимая, что каждый голос может существенно повлиять на формирование государственных программ и других мер поддержки.
Источник: kapital.kz