В Зауралье созрел рекордный урожай на полях. Современные аграрии приближаются к советским объемам производства зерна. Только радости от успехов нет, потому что деть урожай некуда, и цены на него падают. Проблема «хорошего урожая» вышла на более высокий уровень. 26 сентября на заседании Курганской областной Думы депутаты потребовали от сенатора Сергея Лисовского, который в этот день отчитывался перед ними о своей деятельности в Совете Федерации, принять меры и усилить свое лобби в данном вопросе.
По последней информации регионального Департамента АПК, в этом году среднеобластная урожайность составляет 20,1 центнера с гектара. Самый высокий показатель у щучанцев – 31,9 ц/га. На сегодня валовой сбор зерна составляет 1,98 млн тонн. По данным на 25 сентября в Кетовском, Куртамышском, Макушинском, Половинском, Целинном, Шадринском и Щучанском он превысил сто тысяч тонн. Лидером выступил Шадринский район, где собрано 181,2 тыс. тонн зерновых и зернобобовых с урожайностью 28 ц/га. Жатва продолжается.
– Урожайность выше, чем в прошлом году. И мы испытываем трудности с реализацией пшеницы. Цены на зерно уронили в два раза: с 8 тыс. рублей до 4 тыс. рублей за тонну. Получается, что мы продаем зерно почти по себестоимости. При этом местные уральские элеваторы еще и завалены зерном из Казахстана. В Челябинской области на элеваторах, где цены более-менее держат высокими, машины в очередях стоят по двое-трое суток. Попасть туда невозможно, – рассказал «МК-Урал» фермер из Мишкинского района Евгений Лямин.
В ходе заседания парламента сенатор Сергей Лисовский заявил, что давно уже пророчил о возникновении подобных трудностей, но никто не внимал его предупреждениям.
– На протяжении трех лет я предупреждал аграриев об угрозе попасть в зерновую ловушку, вот наша страна в нее и попала, и Курганская область в том числе, – сказал в зауральском парламенте Сергей Лисовский. – В регионе большой урожай, и никто не знает, что с ним делать. Нас ждет сложная ситуация с зерном. Мы разогнали производство зерна, а пшеница в таком объеме не нужна нам в РФ, продать ее за рубеж – большая проблема. Поэтому на сегодняшний день цена на зерно падает не только в РФ, но и во всем мире. Возможно, нам поможет плохой урожай в США, Южной Америке и в Австралии; но это пока прогнозы, может у них урожай будет нормальный.
Сложность создает и тот факт, что Курганская область не попала в программу Минпромторга по субсидированию льготных тарифов на перевозку зерна по железной дороге.
– Согласен с коллегами, которые задаются вопросом: почему Челябинск получил льготный тариф, а Курган не получил. Здесь много обстоятельств, в том числе и то, что Челябинская область имеет прямые договора по поставке зерна с китайской провинцией. Это, конечно, было одним из аргументов в правительстве при вынесении решения», – пояснил Лисовский зауральским парламентариям.
Сенатор еще раз обратил внимание на необходимость принятия закона о монокультурах в сельском хозяйстве. Выращивание монокультур, по его мнению, поможет вывести регион и страну в целом из зерновой ловушки.
– Я прошу Курганскую область в этом отношении поработать, – обратился он к коллегам. – Те хозяйства в регионе, которым удалось заняться рапсом и льном, достаточно неплохо себя чувствуют. Понятно, что эта работа должна вестись не только в Курганской области, но во всей РФ. Возможно, должна быть пересмотрена программа субсидирования сельхозпроизводства.
«Почему не предпринимаете никаких мер?»
После выступления сенатора на него с критикой обрушился лидер зауральских коммунистов Василий Кислицын.
– Вы как-то скороговоркой сказали, что мы не попали в список льготников на транспортировку зерна. Тут не надо объяснять почему — мы не вывозим зерно. Челябинск попал в программу, хотя мы более аграрная область. Меня интересует другое: у нас три лоббиста — Сергей Федорович в Совете Федерации, депутаты в Государственной Думе. Вы почему не предпринимаете никаких мер? И главный вопрос: почему у нас зерна избыток? В совестное время урожай был больше, и нам его не надо было никуда вывозить, потому что было внутреннее потребление выше. Почему сейчас не решаем эти проблемы? Вы там стратеги! Вы думайте! Стратегию-то надо разрабатывать. Пришли, скороговоркой сказали и хлопнули в ладоши, но ничего не решается, – сетовал коммунист.
– Спасибо за вопрос, но ко мне эти претензии трудно предъявить, – парировал сенатор. – То, о чем я давно предупреждал, произошло. Я уже три года говорю о стратегии монопроизводства, о зерновой ловушке, но никто не слушал меня, даже в Курганской области. Курганской области только два раза удалось льготные тарифы получить за все время, что я работаю. Работа в этом направлении ведется постоянно, к сожалению, нашей мощи лоббистской не хватает, чтобы преодолеть все барьеры. РЖД согласна, нам эти тарифы сделать, вот только компенсировать их надо из федерального бюджета, а в федеральном бюджете денег нет.
За сенатора тут же вступился спикер областного парламента Дмитрий Фролов. Он обличил перед коммунистами, обрушившимися с критикой на сенатора, и коллегами Павла Дорохина, который был избран депутатом Государственной Думы VII созыва (от КПРФ).
– Дорохин у нас еще есть. Он тоже наш лоббист. Но я его за этой трибуной не видел. Дорохину мы отправили более двадцати обращений с просьбой оказать содействие по тем или иным вопросам, но, к сожалению, мы ответа от него даже в письменной форме не получили, – заявил спикер.
– Рост сельхозпроизводства и даже то, что мы добились такого рекордного урожая, – это заслуга наша общая, и моя в том числе. Но мы, к сожалению, стратегию российского правительства не определяем, мы можем только пытаться на нее влиять. Наше влияние достаточно медленно доходит, и здесь не наша вина, но руки мы не опускаем и работаем, – заключил Сергей Лисовский.
Сенатор подчеркнул, что этот вопрос без внимания не оставит и будет работать дальше в этом направлении. Он посоветовал коллегам из Курганской области тоже взяться за дело, перенять опыт Челябинской области, искать новых потребителей и заключать договора на поставку зерна за границу.
Полина Меньшова