Договор госзакупок на скромную сумму 487 тенге 20 тиын обернулся для ТОО «КанцЦентр» большой головной болью.
Заказчик обратился в суд с иском о признании предприятия недобросовестным поставщиком. И ладно бы качество стержней для ручек не устроило или сроки их поставки, но речь шла лишь об отсутствии сертификата о происхождении товара, который, как выяснилось, не так уж и обязателен…
И это не прецедент, а скорее тенденция. С начала года количество таких исков увеличилось в 2 раза. В связи с этим Костанайский областной суд и Специализированный межрайонный экономический суд провел на площадке Палаты предпринимателей Костанайской области круглый стол с участием госорганов и Совета по защите прав предпринимателей.
«В текущих кризисных условиях малый и средний бизнес переживают сложные времена. Тем не менее растет количество исков о признании недобросовестными поставщиками. Мы понимаем, что сертификация необходима в целях поддержки отечественного рынка, но сегодня на практике у бизнеса возникают сложности с получением этого сертификата, не говоря уже о дополнительных затратах», — обрисовал суть проблемы председатель Костанайского областного суда Асламбек Мергалиев.
Для ТОО, заключившего договор на сумму 487 тенге, сертификат о происхождении товара обошелся бы в несколько тысяч тенге. Стоила ли игра свеч? Впрочем, дело не только в деньгах. Зачастую российские компании отказываются предоставлять сертификат, ссылаясь на договор Евразийского экономического союза.
В казахстанском законодательстве это требование также выглядит не вполне убедительно.
«Норма, которая обязывает требовать сертификат о происхождении товара, обозначена в пункте 5.1 типового договора Правил осуществления госзакупок, которые датированы 11 декабря 2015 года. Однако ранее, в 2005 году, было издано Постановление правительства, которое подтверждало перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации. На сегодняшний день оно утратило силу. Получается, что сейчас в РК нет нормативного акта, который регулирует сферу обязательной сертификации. Норма спорная. Мы считаем ее нецелесообразной, о чем не раз заявляли на различных площадках», — выступила руководитель Управления госзакупок акимата Костанайской области Оксана Кочкурова.
Кроме того, по словам и.о. председателя судебной коллегии Сергея Нурова, в постановлении пленарного заседания Верховного суда РК от 6.05.2020 прописан запрет на предъявление иска о признании поставщика недобросовестным участником госзакупок и взыскании штрафов, если неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано введением ЧП.
Так почему же госучреждения подают эти иски? Для подстраховки, считает судья специализированного межрайонного экономического суда Айнур Касымханова. На процессах представители госучреждений говорят о том, что сами боятся контролирующих органов и таким образом хотят обезопасить себя. Мол, пусть в этом споре поставит точку суд.
«Мы считаем такую позицию крайней неверной. Некоторые госорганы иногда не видят за деревьями леса. Речь идет о том, что в условиях пандемии мы должны обеспечить поддержку малого и среднего бизнеса на всех уровнях. Это не просто цифры, а судьба конкретных людей, которые лишаться возможности участвовать в госзакупках и не смогут кормить семьи. Поэтому мы приняли решение – такие иски не принимать», — резюмировал Сергей Нуров.
Однако, пока в законодательных актах норма, хоть и не совсем четко, но прописана, для представителей бизнеса потенциальный риск все же остается. В связи с этим директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат Абенов внес предложение.
«Ранее предоставлять сертификаты на происхождение товаров должны были только в том случае, если сумма закупа превышала 500 МРП. Мы предлагаем вернуть старую трактовку в Приказ, тогда вопрос отпадет сам собой», — выступил Мурат Абенов.