В течение последних нескольких недель ряд независимых некоммерческих организаций гражданского общества и правозащитных организаций был «атакован» налоговыми службами, за которыми, по нашему мнению, стоят органы национальной безопасности.
Во всех случаях, как под копирку, в разных регионах страны почти в одно и то же время налоговые органы направили извещения о якобы нарушениях в заполнении форм 017.00 и 018.00 налоговой отчетности, которые как раз касаются сроков уведомления о получении средств из иностранных источников и их расходовании. Речь не идет об уклонении от уплаты налогов, речь не идет о расходовании средств на незаконные цели, речь не идет каких-то противоправных действиях. Речь идет о заполнении форм информационного характера.
Действующий Кодекс РК об административных правонарушениях предусматривает жесткие административные наказания за выявление неточностей в заполнении этих форм. В случае установления недостоверности сведений некоммерческой организации грозит безальтернативно штраф в размере более 500 000 тенге и приостановление деятельности на срок до 3 месяцев (статья 460-1 КоАП РК).
В 2016-2017 годах в казахстанское налоговое законодательство и законодательство об административных правонарушениях были внесены изменения, касающиеся дополнительной отчетности некоммерческих общественных организаций о получении и расходовании средств, полученных из иностранных источников, а также административной ответственности за нарушения такой отчетности.
Казахстанские неправительственные организации, международные и независимые национальные эксперты указывали тогда, что помимо того, что эта дополнительная отчетность, по существу, дублирует уже имеющуюся отчетность в налоговые органы и Министерство информации и общественного развития РК, правила ее предоставления содержат не соответствующие принципу юридической определенности и предсказуемости термины и положения, которые не позволяют налогоплательщикам со всей определенностью быть уверенными в правильности заполнения соответствующих форм, а налоговым органам, наоборот, позволяют весьма произвольно и избирательно толковать нормы закона.
В настоящее время казахстанские некоммерческие организации предоставляют информацию о заключенных договорах с международными организациями, иностранными юридическими и физическими лицами – в обслуживающие их банки, информацию обо всех своих проектах, программах с указанием целей, задач и сумм – в Министерство информации и общественного развития РК, всю предусмотренную законодательством информацию о доходах и расходах, а также уплаченных налогах и других обязательных платежах в бюджет – в налоговые органы.
Отчетность некоммерческого сектора намного больше и детальнее, чем всех коммерческих организаций, хотя в рамках инвестиций и совместных предприятий коммерческий сектор получает несравнимо большие объемы финансирования из иностранных источников. И сами государственные органы получают многомиллионное и даже миллиардное (в долларовом выражении) финансирование из иностранных источников на различные программы и проекты в рамках многосторонних и двусторонних договоров с международными организациями, иностранными банками и зарубежными организациями.
Но только в отношении некоммерческих организаций действуют дискриминационные и репрессивные нормы законодательства, основанные на принципе «презумпции виновности» общественных организаций.
С учетом того, что ни Налоговый кодекс, ни КоАП РК не определяют термин «недостоверная информация» в юридическом смысле, не указывают, какая «недостоверность» рассматривается как административное правонарушение и приводит к серьезным правовым последствиям, относятся ли технические ошибки, опечатки и т.д. к «недостоверным сведениям», налоговые органы могут сами определять, что к ним относить. Более того, хотя статьи 460-1 и 460-2 КоАП РК относятся к статьям с умышленной формой вины, потому что предоставление недостоверных сведений должно осуществляться умышленно с какой-то противоправной целью, доказательство умысла в нашем административном производстве уже давно перестало быть необходимым.
Из полученных попавшими «под прессинг» организациями извещений и уведомлений можно сделать вывод, что налоговые органы получили «указание» найти хоть что-нибудь, любые неточности, опечатки, технические ошибки в этих формах, с тем чтобы в кратчайшие сроки составить протоколы и дальше иметь возможность оштрафовать и приостановить деятельность этих организаций.
Судя по действиям сотрудников налоговых органов, их суетливости, неуверенности и даже растерянности – это явно не инициатива этих служб, главной задачей которых является сбор налогов. Никаких претензий по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет к «атакованным» организациям нет. Они относятся к добросовестным налогоплательщикам, перечислившим в бюджет значительные суммы. Значит, цель этой «атаки» – политическая, заставить эти организации «отбиваться» от необоснованных претензий, судиться или, в худшем случае, вообще парализовать их деятельность на какое-то время.
Трудно предположить, что именно сподвигло наше всё «слышащее» и всё «видящее» государство решить именно сейчас начать создавать проблемы независимым правозащитным организациям и организациям гражданского общества, грубо нарушая свои международные обязательства в области поддержки гражданского общества, стандарты Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), рекомендации ФАТФ и ряда других международных организаций и структур, но очевидно, что эти действия самым негативным образом повлияют на имидж государства, его инвестиционную привлекательность и другие рейтинги.
Что касается нас, то мы, конечно, предпримем все необходимые шаги для защиты наших организаций, как правового характера, в том числе в судах Республики Казахстан, так и на международном уровне в рамках нашего участия в различных международных коалициях, рабочих группах и экспертных структурах, и при негативном развитии событий будем вынуждены пересмотреть наши взаимоотношения с государственными органами и организациями.
Источник: КМБПЧ