Понятно, что у врачей сейчас другие задачи и им некогда вникать в особенности учебного процесса. Но обратите внимание: нет у нас эпидемии в частных школах, в дежурных классах. Значит, можно все организовать — было бы желание!
Ни одна страна в мире не позволяла своим школьникам почти год быть оторванными от учебы и социума. Мы же все время шли за обстоятельствами, и никто не хотел принимать решения. В результате сейчас, когда мы говорим о качестве образования, почему-то все сводится лишь к качеству интернета. Таким образом вся ответственность просто перекладывается на другие ведомства — те не дают интернет, эти не пускают детей в школу. А чем занято Министерство образования?
У нас до сих пор нет понимания того, что происходит, нет реальной статистики. Мы запросили статданные, но получили их не официальным путем, а через коллег. Почему-то скудная статистика образования прячется за семью замками. Но это еще не все. Когда мы получаем данные и начинаем сопоставлять разные отчеты, то цифры не сходятся.
Нам бодро рапортуют, что вся начальная школа учится офлайн, но это не так. И не потому, что родители против. Наоборот, администрации школ часто отговаривают приводить детей в дежурные группы. 6-е, 7-е, 8-е и 10-е классы полностью на дистанционке! А на обучающих платформах сидят только крупные города и некоторые районные центры. В аулах и поселках из-за слабого интернета или по другим причинам обучение идет через мессенджеры.
Мы видим огромное расслоение, у детей очень разные возможности изначально. Какие же тут равные возможности, когда один сидит дома за персональным ноутбуком, другой ребенок ждет, когда с работы придет мама, даст ему сотку и попробует что-то объяснить по очереди всем детям.
Ну и, естественно, те, кто сейчас учится в частных школах, получают полноценное образование, в городских — усеченный вариант, а что происходит в глубинке — страшно подумать.
При этом у нас внезапно выросла армия отличников! У всех в “Кунделике” сплошные пятерки, потому что уровень усвоенных знаний реально никто не проверяет. Умные учителя понимают ситуацию, остальные довольны — оценки-то у детей хорошие.
А кто будет отвечать, что у нас совершенно выпали 2,9 процента детей с ограниченными возможностями, те, кто на домашнем обучении? Или те, кто частично был вовлечен в жизнь школы? Мы так долго добивались инклюзии и бросили эту категорию сразу же. Да, есть сайт коррекционной педагогики. Когда я задала вопрос о детках на домашнем обучении, мне сказали, что там все есть. А кто заходил на сайт? Кто проверял это “все есть”? Там выложена часть материала в виде программ, часть — в виде учебников, все несистемно, и самому ребенку разобраться с этим невозможно.
А эта нелепая попытка вернуть выпускные классы в школу? В середине года, когда уже найдены и оплачены репетиторы, вдруг вводят крайне неудобное обучение “30 на 70”, при котором дети должны на часть уроков прийти в школу, а потом за полчаса вернуться домой и продолжить занятия за компьютерами. Может, проще было бы разрешить два-три дня в неделю ходить на занятия?
Давайте признаем честно: невозможно качественно пройти дистанционно тот же объем, который проходят при очной учебе. Но почему за лето не были приняты все стратегические решения? Эксперты от образования постоянно говорили, что необходимо упростить хотя бы программу выпускных классов, пересмотреть учебные планы, сократить.
У меня такое ощущение, что никто и не хочет увидеть реальную картину. А реальная картина такова: помимо неравных прав детей на образование мы столкнулись с отсутствием социализации детей, растущей деградацией учителей, дутыми показателями успеваемости.
Надо набраться смелости и признать, что мы уже потеряли и образовательный, и воспитательный процессы, а в целом провалили дистанционку, занимаясь самообманом и напрасной тратой денег. Времени на исправление у нас нет — уже половина третьей четверти пролетела, а четвертая вообще промелькнет.
Гульнара АБИШЕВА, президент Казахской лиги экспертов образования
Источник: time.kz