Поводом для разбирательства стали многочисленные жалобы от предпринимателей на действия монополиста. Уже несколько лет костанайские бизнесмены просят пересмотреть неоправданно высокие тарифы, установленные АО «ЦТС», на перевозки по железнодорожным путям, сообщает корреспондент inbusiness.kz
«Во исполнение поручения главы государства сейчас департаментом проводится анализ деятельности операторов локомотивной тяги, а также компаний, предоставляющих подъездные пути. Сегодня рассматриваются несколько жалоб на АО «ЦТС». Этот вопрос уже перешел на республиканский уровень. Сформирована рабочая группа, куда входят специалисты Генеральной прокуратуры, транспортной прокуратуры, комитета транспорта и агентства по защите конкуренции. Если вы считаете, что цены неприемлемые, их можно пересмотреть», – отметил руководитель департамента агентства по защите и развитию конкуренции Дастан Самен, выступив на ZOOM-конференции в понедельник, 22 февраля.
Во время мероприятия костанайские предприниматели привели свои доводы и доказательства. И заявили, что сегодняшние тарифы являются просто разорительными для бизнеса.
«Изначально мы платили 5000 тенге за вагон, а с приходом АО «ЦТС» тариф стал резко расти. Сейчас у них новая методика, по которой стоимость услуг за один вагон составляет 49 000 тенге. Для нас это неподъемная цена, особенно сейчас, в условиях пандемии. При этом за тупик, владельцем которого является другое юридическое лицо, я плачу 10 000 тенге за вагон. Где справедливость? Что за двойные стандарты? На железной дороге бардак! Проблема серьезная, она касается всех отраслей. Я считаю, что этот барьер мешает казахстанским компаниям развиваться на экспортном рынке. Нужно обсуждать вопрос на уровне республики», – отметил директор ТОО «КазТоргТранс» Халиулла Гран Ака.
Кроме бизнесменов, отправляющих грузы, страдают от новых правил, введенных АО «ЦТС», и некоторые операторы локомотивной тяги, которые ранее успешно работали с костанайским бизнесом. Одно из них – ТОО «Тоболтранс»: оно так и не смогло получить доступ к путям.
«У нас имелись все соответствующие документы, были заключены договоры с отделением дороги, то есть мы ездили на законных основаниях. А потом были разработаны инструкции, прописан регламент, которому якобы должны соответствовать операторы локомотивной тяги. Но этот регламент не соответствует ни одной законодательной норме РК, мало того, он является нарушением прав 113 ветвевладельцев города Костаная. В этом году нам разрешили обслуживать некоторые пути, но ситуация непонятная. То есть в прошлом году мы не соответствовали требованиям, а сейчас вдруг стали соответствовать. Я хочу, чтобы этому вопросу агентство по защите конкуренции уделило особое внимание», – подчеркнул директор ТОО «Тоболтранс» Николай Краснощеков.
Проблемы с АО «ЦТС» у предпринимателей региона возникают в последние три года. Но обращение в региональный департамент по защите конкуренции с просьбой дать оценку действиям АО «ЦТС» не увенчалось успехом. Нарушений в их действиях не установили.
«Через центральный аппарат НПП РК «Атамекен» мы обратились в министерство нацэкономики. На сегодня вопрос открытый. АО «ЦТС» установило свой тариф, который был сильно завышен по сравнению с тарифами компаний, оказывающих аналогичные услуги. Кроме того, изначально АО «ЦТС» прописало в договоре плату за всю протяженность пути, даже если предприниматель фактически проезжал 100 метров. Эту проблему удалось решить. Однако тарифы остались прежними», – сообщил заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Самат Садвакасов.
Недвижимость нынешних тарифов объясняется их территориальной подведомственностью. Устанавливали их на республиканском уровне, а значит, что на местном ничего решить нельзя. В ходе обсуждения поступило предложение устанавливать тарифы на региональном уровне, исходя из ситуации, чтобы все было понятно и прозрачно и предприниматели видели, какая компания и с какими тарифами имеется на рынке.
Источник: Inbusiness