Сильнее всего от экспериментов в цифровой сфере пострадало, как водится, отечественное образование. Чего стоит лишь государственная система электронного образования e-learning
Напомним, что эту фишку начали внедрять еще в 2011 году. В Минобре тогда много говорили об устаревших стандартах работы школы, об утративших актуальность бумажных дневниках и журналах. Чиновники решили шагнуть в «школу будущего», где родители узнают об оценках своих детей с помощью СМС-сообщений, ученики просматривают электронные учебники, а учителя заполняют классные журналы на интернет-портале. Реализацию идеи возложили на «Национальные информационные технологии» (АО «НИТ»). Только за три года воплощения в жизнь амбициозных задач государство потратило свыше 28 млрд тенге.
Однако в отечественной школе нормальное внедрение инноваций – скорее исключение, чем правило. Вот и с e-learning все сразу пошло «не так». В качестве иллюстрации можно привести типичную жалобу педагога эпохи внедрения, опубликованную в одной из региональных газет.
«Нагрузка по заполнению документов теперь увеличилась вдвое. Мы вынуждены дублировать бумажные варианты электронными. За дополнительную нагрузку нам не доплачивают, говорят, «это входит в ваши обязанности». Программа постоянно зависает, дает сбои, по полчаса ждешь, пока что-нибудь откроется. Родителям логины и пароли раздали, но им проще в дневнике у ребенка посмотреть оценки, чем регистрироваться на портале. Вначале система неоднократно менялась и приходилось три раза подряд заносить в базу все оценки. Вообще никто из учителей не понимает, для чего нужен e-learning. Может быть, в теории проект и хороший, но на практике он кажется совершенно бесполезным». А идею с СМС-оповещением об оценках и созданием соцсети педагогов и учеников учителя называли и вовсе утопией.
В 2013 году проект затормозили, а МОН принялось судиться с разработчиком. На министерство обрушился шквал критики. В частности, вот что заявила тогдашний вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева: «Пока ничего не подготовлено, весь e-learning – это выброшенные деньги. Сколько средств ухлопали зря. Создали современную очень сложную машину, на которой не каждый умеет ездить, и теперь она стоит в гараже – вот что такое электронная система образования».
В 2018 году в Счетном комитете подсчитали, что скандальный проект обошёлся бюджету в 35 млрд тенге. Также в ведомстве отыскали ещё пять информационных систем, на разработку которых государство потратило 563 млн тенге, однако ни одна из них не была введена в эксплуатацию. «Внедрённая в 2011-2015 годах в 1 159 органах образования республики (из 8 500 организаций или 14% от общего числа) система электронного обучения E-learning стоимостью 35 млрд тенге оказалась неэффективной. Система не функционирует по причине необеспеченности подключения к широкополосному интернету», – указывалось в отчёте.
Кроме того, заявили в комитете, в МОН с 2013 года не ведётся инвентаризация приобретённых для проекта активов на общую сумму 10,7 млрд тенге. Выяснились и другие интересные детали информатизации образования по-казахски. «Разработанное в 2015 году технико-экономическое обоснование «Единой информационной системы образования и науки» стоимостью 261 млн тенге до настоящего времени в установленном порядке не утверждено. Кроме того, разработанный в 2015 году прототип системы ЕИСОН на сумму 107,9 млн тенге на момент аудита не функционировал», – отметили в отчете.
Среди других проектов, обошедшихся государству в копеечку и канувших в Лету, в комитете назвали Единую систему управления высшим образованием, Национальную образовательную базу данных, Банк данных Комитета по охране прав детей и Информационную систему управления деятельности АО «Финансовый центр» по сопровождению и мониторингу подушевого нормативного финансирования организации образования.
В 2019 году многострадальный проект помянули в контексте общих затрат на «Цифровой Казахстан». «По данным Счетного комитета, ряд мероприятий программы «Цифровой Казахстан» реализованы не в полной мере. Разработанная Министерством образования и науки система электронного обучения е-learning стоимостью 35 миллиардов тенге не была принята в эксплуатацию. Госорганы заявляли о выделении на программу 217 миллиардов тенге, тогда как по факту объем затрат составил 371 миллиард тенге с учетом республиканского и местного бюджетов, а также собственных средств организаций», — сообщили депутаты Мажилиса.
Тем не менее, в 2020 году МОН заявило о том, что Счетный комитет не нашел фактов нецелевого использования средств на электронное образование.
Продолжаем опыты
Излишне упоминать, что на провальном проекте МОН не остановилось – в настоящее время в стране задействовано множество инноваций в сфере образования, вызывающих ожесточенную критику. В «ковидный» год ситуация усугубилась, кое-где катастрофически. Взять хотя бы такой «пустяк», как неподключенные к нормальному интернету сельские школы, о которых вспомнили лишь с мгновенным введением «дистанционки».
Вот, в частности, комментарий депутата Джамили Нурманбетовой, сделанный в сентябре прошлого года. У многих учеников и учителей нет гаджетов, не ловит интернет, обучение ведется все в той же программе Zoom, к онлайн-урокам подключаются хулиганы и показывают порно, а учителя не могут их заблокировать, сообщила депутат. Если же онлайн-включение в Zoom невозможно (а это бывает часто), план урока и задания высылаются через мессенджеры. Никаких позитивных изменений с весны не последовало.
«Как показало начало 2020-2021 учебного года, фактически обучение школьников сорвано, несмотря на заявления министерств образования и науки и цифрового развития инноваций и аэрокосмической промышленности о полной готовности семи казахстанских интернет платформ дистанционного обучения и замене ими международных площадок», -подчеркнула Нурманбетова.
По словам депутата, образовательные платформы не соответствуют требованиям информационной безопасности, качественного контента нет. Учебный процесс сопровождается постоянными сбоями. Мощности интернета для дистанционного обучения не хватает. «До сих пор свыше 55 тыс. школьников проживают в 835 селах без интернета и более 1 млн учащихся (30%) не имеет компьютеров», — такова информация Мажилиса.
Не логичней ли было бы озаботиться качеством интернета, а уже потом внедрять зубодробительные инновации? В МОН, очевидно, считают иначе. Среди наиболее проблематичных проектов педагоги, родители и депутаты называют электронный дневник Кунделик и электронный журнал Bilimal. Жалобы на эти новшества вполне стандартны: тяжело использовать, а эффект неясен.
«Кунделик, СОР и СОЧ. Кунделик – хороший бизнес, а СОР и СОЧ – притянутые за уши методы контроля, чтобы основать «Кунделик». Во имя «Кунделика» измучили десятки тысяч учителей и лишили сотни тысяч учеников нормального изучения школьных предметов. Ежедневный контроль утрачен, и, чем это обернется в будущем, пока можно только предполагать», — высказывался в прошлом году депутат Сената Едил Мамытбеков.
Кстати, в 2018 году, когда «внезапно» выяснилось, что учителя и ученики в школах со слабым интернетом не могут вести Кунделик и журнал, и вынуждены ради их заполнения куда-то ездить, МОН в лице тогдашнего министра Ерлана Сагадиева планировало отменить электронную отчетность в селах.
В том же году вспыхнул скандал с фальшивым ведением Кунделика. «Абсурдным в вопросе внедрения Kundelik.kz педагоги называют мониторинг посещаемости сайта, проводимый МОН. На основе мониторинга составляется негласный рейтинг учреждений образования регионов по активности пользователей, поэтому педагогам приходится собирать логины и пароли родителей и самим ежедневно заходить на странички от их имени», — такую информацию озвучила в депутатском запросе к премьер-министру депутат Айзада Курманова.
В 2019 году часть функций «Кунделика» стала платной. По официальным данным, электронный дневник внедрен в шести тысячах школах Казахстана, зарегистрированы более 4 млн пользователей. Ежедневно сервис посещают свыше трехсот тысяч человек. Некоторые пользователи сомневаются в этих цифрах, утверждая, что регистрироваться в Кунделике и заходить туда каждый день их заставляют в школе, однако не везде приложение работает в полном объеме. Также появилась информация о том, что система электронных дневников и журналов разработана в рамках государственно-частного партнерства. Вероятно, всю правду об этих проектах мы узнаем в недалеком будущем.
Источник: turanpress.kz