Этой проблемой обеспокоились члены Народной партии Казахстана
Как показал круглый стол, на котором обсуждали проблему пассажирских перевозок в Костанайской области, в настоящее время в сфере регулярных перевозок пассажиров на транспорте сложилась критическая ситуация. Пандемия коронавируса обострила ее еще больше. На данный момент из 16 районов области 10 районов — Алтынсаринский, Амангельдинский, Аулиекольский, Денисовский, Джангельдинский, Камыстинский, Карабалыкский Мендыкаринский, Наурзумский, Федоровский — остались без транспортного сообщения с областным центром, поскольку нелегальные перевозчики полностью вытеснили официальных перевозчиков из данных районов. Если легальным перевозчикам было запрещено работать, то вот нелегалы продолжали и в пандемию свободно разъезжать по городам и селам. «Благодаря» нелегальным перевозчикам в бедственном положении оказались как официальные перевозчики, так и автовокзалы. По большому счету, можно было бы проигнорировать интересы крупных легальных перевозчиков, но их разорение прямым образом сказывается на простом народе.
— Изучение проблемы показало, что за то время, которое перевозчики били тревогу и обращались в разные госорганы, мы пришли к тому, что они обанкротились, а люди остались без возможности из сел добираться в город в больницу, на учебу, рынок или просто приехать в гости, — начал свое выступление первый секретарь Костанайского обкома НПК Андрей Коваль. — И у нас есть обращения в общественную приемную партии от людей с просьбой вернуть междугородние автобусы.
Как известно, если автобусы, уходящие с автовокзала, имели расписание и четко установленный тариф, более того, они имели страховые полиса на пассажиров в случае аварии, то с нелегальным перевозчиком народ никак не защищен.
— Мы пришли к тому, что сегодня повсюду вырос тариф на проезд, потому что запретили ездить регулярным перевозчикам. А нелегальные подняли его в два раза. Выставляют цену, которую хотят и никто им не указ! — отметил председатель Ассоциации перевозчиков Костанайской области Леонид Кушнеров. — Если по внутренним перевозчикам государственные органы проводят хоть какие-то совещание, то по междугородним — полнейшая тишина.
И тут не понятна позиция Министерства транспорта РК, которое почему-то забыло вообще о перевозчиках.
— Вы мне объясните, почему на самолете в Россию можно лететь, а на автобусе ехать нельзя? Коронавирус выбирает транспорт и распространяется только в автобусе? Вот сейчас студентам надо лететь на учебу. Перелет минимум обходится до ста тысяч тенге, в то время как на автобусе можно было бы добраться за 8000 тенге. Получается, государство участвует в том, что лоббирует интересы одного бизнеса в ущерб другому? — задал вопрос Кушнеров.
Ответа не прозвучало, как и не было ответов и на многие другие вопросы, хотя принимали участие в круглом столе представители инспекции транспортного контроля, полиции и департамента госдоходов.
Именно отсутствие координации и взаимодействия этих госорганов дало возможность процветать нелегальным перевозчикам и оставило народ без транспортного сообщения. Официальные перевозчики бросили годами наработанные маршруты из-за нерентабельности их обслуживания. Из-за недостаточного мониторинга со стороны департамента госдоходов госбюджет теряет деньги. На претензии работы транспортной инспекции его представитель Асхат Акшукин заявил, что из 17 человек в их ведомстве осталось всего восемь.
— А вообще, надо народ воспитывать, чтобы они не ездили на нелегальном такси, — заявил он.
— Примечательно, что нелегальщик вчера ездил, а сегодня может отказаться от этого и никто к нему никаких претензии не предъявит. И как быть в этой ситуации людям? Считаю, что государство должно проработать вопросы субсидирования маршрутов, — констатировал Андрей Коваль.
Более того, субсидирование должно быть прозрачным, но, увы, этого в Костанайской области нет.
— На сегодня у нас субсидируется только один перевозчик — Муканов, — признала представитель Управления пассажирских перевозок и автомобильных дорог акимата Костанайской области Гульнар Бекмухамедова.
Вместе с маршрутами умирают и автовокзалы, и автостанции.
— В связи с закрытием рейсовых маршрутов и нерентабельности обслуживания, вынуждены были закрыться автовокзалы, автостанции, кассовые пункты в Аулиекольском, Сарыкольском, Федоровском, Денисовском, Карабалыкском и Житикаринском районах. На данный момент из оставшихся функционируют «на грани закрытия» автовокзал — города Костаная, автостанции — городов Рудный и Лисаковск, — резюмировал в своем выступлении директор ТОО «Костанайский автовокзал» Есен Нурмагамбетов.
Таким образом, сотни людей остаются без работы. Но самое интересное, по мнению участников круглого стола, на сегодняшний день отсутствуют законодательные преграды для решения вопроса борьбы с нелегальными перевозками и сохранение транспортного сообщения. Для разрешения ситуации нужна лишь координация работы госорганов и принципиальность их работников.
Аделина ТОКБАЕВА
Фото Нуржана СМАИЛОВА