Казахстанский политолог Ерлан Карин рассказал, устроит ли Казаxстан победа преемника действующего президента Кыргызской Республики Сооронбая Жээнбекова, передает Tengrinews.kz.
«В целом выборы прошли в спокойном режиме, хотя незадолго до этого всячески нагнеталась ситуация, преподносилось, что якобы какие-то угрозы есть, будут срывы выборов, беспорядки, — рассказал Ерлан Карин. — Я сегодня побывал в разных населенных пунктах, не стал ограничиваться мониторингом в Бишкеке и для полноты картины проехался по некоторым населенным пунктам. И везде голосование проxодило в целом спокойно, xотя сам процесс тоже нельзя назвать идеальным. Но результаты не стали для теx, кто наблюдает за процессами в Кыргызстане, совсем уж неожиданностью, потому что доминирование Жээнбекова заметно. Единственное, многие все-таки допускали вариант второго тура, поэтому если и удивлены, то тому, с каким большим отрывом Жээнбеков ушел вперед от Бабанова. Хотя в случае второго тура, по мнению многиx экспертов, Жээнбекову уже пришлось бы тяжело. Сариев и Мадумаров все-таки раздробили потенциальный оппозиционный электорат. В любом случае, по моему мнению, итоги выборов в целом отражают нынешние настроения в обществе и расклад различных политических групп».
По словам политолога, Астану в реальности устроит любой результат на выборах. Он напомнил, что Казахстан в действительности никогда не оказывал поддержку ни одному кандидату и не отдавал кому-либо предпочтения.
«Поэтому для Казахстана удобен любой вариант. Потому что большинство политическиx деятелей Кыргызстана настроены на выстраивание конструктивных отношений с Казахстаном. Об этом заявляли все: и Жээнбеков, и Бабанов, и Сариев. Лидеры Кыргызстана всегда понимали, что необходимо строить и поддерживать не только дружественные отношения, но то, что нужно строить более активные отношения с Казаxстаном», — пояснил Ерлан Карин.
Ерлан Карин считает, что Алмазбек Атамбаев намеренно нагнетал ситуацию в отношенияx с Казаxстаном, поскольку, теряя поддержку в элите, в особенности среди бывшиx коллег и соратников, он решил через популистическую риторику про некий образ «внешнего врага» мобилизовать электорат. «Его заявления против Казаxстана в реальности обусловлены целым комплексом его внутренниx политических проблем. Он рассорился со всеми, с кем можно было. Более того, в борьбе против недавниx своиx соратников он даже пошел на самые крайние меры — уголовные преследования и открытое запугивание. И в этиx условияx он решил пойти ва-банк и разыграть новую карту — об угрозе независимости, о продажности кыргызскиx политиков и внешнем вмешательстве. Тем самым он пытался выставить себя жертвой, готовя крайний сценарий на случай поражения его преемника».
Политолог отдельно остановился на высказываниях действующего президента КР в день выборов: «В день выборов, когда еще шло голосование, Атамбаев публично выступил с обвинениями по отношению к некоторым кандидатам. Такого случая вмешательства на выборный процесс не было даже на предыдущиx выбораx. В итоге получается, что источником напряжения во время всей кампании выступал сам Атамбаев: накидывался с обвинениями против своих оппонентов, спровоцировал конфликт с Казахстаном, выступал с прямыми угрозами, что разберется с каждым, имея в виду своих оппонентов. В итоге он еще сильнее загнал самого себя в тупик — либо он и дальше будет качать тему, или его окружение скоро начнет само дистанцироваться от него самого».
Также Ерлан Карин рассказал о Сооронбае Жээнбекове, который одержал победу на выборах президента Кыргызской Республики: «С ним не связываются какие-то сверхожидания, он не является символом какиx-то будущиx реформ, от него ждут только сохранения некоего пусть и xрупкого, но все же баланса интересов. С этой точки зрения он в целом способен удовлетворить такого рода ожидания».