В Костанайской области районы отрапортовали о завершении посевной. В прежние годы при красивой отчётности аграрии кое-где сеялись и до второй декады июня, но в этом сезоне у фермеров из-за аномально жаркого и сухого мая был жёсткий дедлайн
Orda.kz разбирается в ситуации.
Примерно для половины казахстанцев, то есть для наших горожан, посевная – процесс почти абстрактный: ну что, мужики, посеяли? Ну и молодцы, ждём осени. Селяне же и аграрии в эти дни смотрят на небо с тревогой: как атмосферная засуха отразится на цене их продукции? Как инфляция, увеличение расходов на сев и уборку плюс рестрикции ковидного времени повлияют на цепочку «зерно – мука – хлеб на прилавке»?
Подбросим несколько цифр: в прошлом сентябре цена тонны зерна мягкой пшеницы третьего класса (своего рода ценовой ориентир для сельхозников и мукомолов) стартовала с 75-80 тыс. тенге, сейчас его продают уже в среднем по 92 000, но к осени надеются начать с 85 000… Как это взаимосвязано? Давайте разбираться.
Жаркий май двадцать первого
Мы пересекаем границу Фёдоровского района. С трассы на полях повсюду замечаешь марево – это такой переливающийся слой воздуха, из-за которого кажется, будто вдали озеро. Это и в самом деле вода, только уходящая из почвы в небо. Она испаряется со страшной быстротой, так что агрономов эти призрачные миражи совсем не развлекают.
Есть ещё несколько пугающих знаков, известных только специалистам – например, просовидные сорняки. Они редко появляются уже в середине мая, но в этом году именно так и произошло.
– Такой май был в 1975 году, – вспоминает фермер Сайран Буканов, – я только вернулся из армии и работал агрономом отделения. Помню, 28 мая собрались тучи, прогремел гром, но дождя не было. Не пролилось ничего в июне и в июле. В итоге мы в хозяйстве получили 2,1 ц/га, это был большой неурожай. У селян в ходу поговорка: «май холодный – год хлебородный», но что мы видим в этом году?
– Чтобы две недели температура за тридцать держалась, да с суховеями – такого я вообще с того страшного 75-го не помню. По моим наблюдениям, до 20 июня всегда шли дожди, а 6-8 июля осадки были обязательно. Что же в последние годы? В 2019 и 2020 в июне дождей не было. Тем не менее, я считаю, что до 20 июня дожди должны прийти.
Нехорошие мотыльки
Мы заехали на яровой пшеничный посев по пару – это сорт «Тризо». В руках у регионального представителя агрохимической компании Марата Идрисова длинный сачок. Всего десять взмахов и вот он, «улов»:
– Это хлебная полосатая блошка, вот пшеничный трипс, а здесь луговой мотылёк. В этом году они очень рано отродились из-за аномального теплового режима – можно сказать, лето пришло на неделю раньше, – говорит Идрисов.
В поисках влаги вредители перемещаются с многолетних трав, которые уже грубеют, на свежие всходы. Сейчас есть опасения, что это может повредить посевам, а где-то даже спровоцировать появление саранчи. Общее состояние на полях, выражаясь врачебным языком, средней тяжести.
– Для яровых влаги мало однозначно, ситуацию усугубляет жаркая погода, которая активизирует испарение. Пока ещё «работает» весенняя влагозарядка. Осадки были бы большим плюсом, но синоптики пока не обнадёживают. По прежним прогнозам, должно было дождить в конце мая, но осадки оказались минимальными. У нас в хозяйстве выпало от 1 до 4 мм – считай, просто освежило немного. Теперь говорят, что год ожидается очень жарким, а ближайшие дожди пройдут в середине июня, – отмечает главный агроном ПК «Банновка» Игорь Евсюков.
Дожди, узбеки и агротехнические мероприятия
Если именно так и произойдёт, говорят агрономы, ничего особо страшного не случится, две сухих недели посевы ещё выдержат. Почти не пострадает подсолнечник, а рапсу, наоборот, придётся туго.
О том, что будет, если неблагоприятные прогнозы сбудутся и лето пройдёт сухим, лучше не говорить вслух: урожай ниже порога рентабельности зернового производства (это около 7 ц/га), невозможность засыпать зерно даже на семена… Всё же, пока общий прогноз – средне-оптимистический.
По ситуации аграрии уже сейчас видят, что расход средств защиты растений в этом сезоне по любому будет выше среднего. На фоне природных аномалий, локдаунских ограничений и на редкость некстати введённого Минсельхозом нового порядка сертификации сельхозхимии сам собой возникает вопрос: смогут ли сельхозтоваропроизводители с выгодой реализовать выращенное с таким трудом?
– Сейчас цена на зерно мягкой пшеницы третьего класса держится в районе 92 тыс. тенге. Это остатки прошлогоднего урожая, да ещё при «подогретом» рынке, так что высокая цена закономерна. Говорить же о прогнозах на цены урожая нынешнего года можно будет лишь с конца июля – начала августа, когда сработают все факторы, влияющие на размер урожая в Казахстане и соседних странах. Делать какие-либо серьёзные предположения сейчас – это даже не «вилами по воде писано», это вообще беспредметно, – делится данными директор по продажам Olzha Agro Trade Данияр Акрамов.
Какие факторы могут сработать?
По мнению Данияра Акрамова, главных – три:
Никто не может дать гарантии на дожди. Если они пройдут в ближайшее время – посевы будут чувствовать себя сносно, не объявятся в течение двух недель – ситуация изменится в худшую сторону.
Как обстоят дела с урожаем в соседнем Узбекистане? Узбеки – основные покупатели казахстанского зерна (около 3 млн тонн ежегодно). У муки из нашего зерна лучше определённые хлебопекарные качества, оно там ценится. В прошлом году узбеки сами собрали рекордный для страны урожай, около 8 млн тонн при средних 5-6 миллионах, а в этом году никаких рекордов от них не ждут.
Цены же на зерно, произведённое в самом Узбекистане, в этом году не столь уж низкие, поэтому им лучше немного переплатить и купить казахстанское, так что пока провала цен на казахстанское зерно никто не видит.
Пакистан. В прошлом году из-за засухи и саранчи в этой стране разразился неурожай, а Пакистан – основной поставщик зерна и муки в Афганистан. В итоге и Афганистан не получил желаемого, и сам Пакистан объявил импорт около двух миллионов тонн, так что казахстанская продукция оказалась востребованной.
В этом же году мы ничего не слышим о проблемах с урожаем в Пакистане, более того – они уже собрали большую его часть. Тем не менее наши трейдеры прогнозируют, что пакистанцы объявят импорт в районе миллиона тонн. Для нас неплохо.
Итак, очередная экстремальная весенняя кампания позади. Все ставки на сроки сева и сорта уже сделаны.
– Закончить посевную – это одно, теперь главное – провести все агротехнические мероприятия. Как агроном может повлиять на осадки? Всё, что он может – соблюсти все агротехнологии от «А» до «Я». У него работа не в небе, у него работа здесь, на земле. Это я с него и требую, – говорит генеральный директор самого большого в стране агрохолдинга Айдарбек Ходжаназаров.
Впереди у аграриев Костанайской области химпрополка, внесение карбамидно-аммиачной смеси, жидких комплексных удобрений, междурядная культивация пропашных культур… И ещё целый список того, из чего обычно складывается успех агросезона. Ну и цена нашего самого главного продукта, соответственно.