Казахстанцы продолжают испытывать финансовые сложности, передает LS.
В докладе Всемирного банка «Переломный момент кризиса COVID-19» отмечено, что восстановление уровня занятости шло неравномерно среди разных групп населения по уровню доходов. В марте 2021 года всего лишь 70% работников из 40% наименее обеспеченного населения работали, по сравнению с почти 100% из 20% наиболее обеспеченного населения до пандемии.
«Респонденты единогласно выражали беспокойство о возможности позволить себе предметы первой необходимости. В апреле 2021 года почти 40% домохозяйств сказали, что у них были дни, когда они не могли купить достаточно еды для своих детей. Около 17% сообщили, что они не смогли оплатить последний счет за коммунальные услуги, а 27% приходилось брать в долг в течение прошедшего месяца на базовые нужды. Кроме того, в апреле 2021 года 14% домохозяйств заявили, что им пришлось сократить расходы непосредственно из-за COVID-19, при этом жители крупных городов с большей вероятностью сокращали расходы, чем другие респонденты. Примерно 60% оставались обеспокоенными потенциальным воздействием коронавируса на экономическое положение их семей, особенно среди женщин и малообеспеченных семей. 12% домохозяйств заявили об ухудшении финансового положения по сравнению с предыдущим месяцем», – сообщили аналитики.
В то же время в документе подчеркнули, что экономика Казахстана начала восстанавливаться во второй половине 2020 года, хотя реальный ВВП все еще ниже, чем до пандемии. После сильнейшего за последние 20 лет спада, реальное ВВП Казахстана выросло в III квартале 2020 года и продолжилось в I квартале 2021 года (+1,9%).
Аналитики фининститута сообщили, что объем прямых иностранных инвестиций в I квартале 2021 года были ниже, чем обычно. Согласно предварительной оценке, чистые прямые инвестиции в I квартале 2021 года составили всего лишь $388 млн по сравнению с $1,8 млрд с аналогичным периодом 2020 года и $3 млрд в 2019 году. То есть за год они сократились на 78,4%, или в 4,6 раза.
«Новая волна COVID-19 в Европе, Казахстане и России и ограничения по поездкам за границу, возможно, привели к задержке деятельности иностранных инвесторов и ведут к риску дальнейшего сдерживания решений о расширении или входе на рынок. Учитывая общемировые проблемы привлечения ПИИ в развивающиеся страны, властям необходимо рассмотреть принятие комплексного плана действий по реформам для привлечения частных инвестиций», – подчеркнули в докладе.
Что касается банковского сектора, то аналитики ВБ заметили, рост избыточных резервов отражает преобладающую неопределенность и ограниченную готовность фининститутов к предоставлению кредитов корпорациям и МСБ.
«Банки продолжают держать добровольные ликвидные активы в Нацбанке. Несмотря на избыток ликвидности, они все еще не расположены к увеличению кредитования бизнеса отчасти из-за слабого роста и, возможно, высокого риска неплатежеспособности. В условиях неопределенности относительно кредитоспособности корпоративных заемщиков банки продолжают наращивать свои розничные портфели по причине более высокой ссудной маржи. В то время как розничное кредитование в I квартале 2021 года оставалось высоким, увеличившись на треть по ипотеке и на 5,6% по потребзаймам, коммерческое заимствование продолжает снижаться как в номинальном, так и в реальном значении», – сообщили во Всемирном банке.
В то же время неработающие кредиты незначительно увеличились, а реальный уровень стрессовых активов в системе может быть еще выше. Официально заявленные неработающие кредиты увеличились с 6,9% в январе 2021 года до 7,1% в апреле 2021 года.
«Истинный их размер может быть выше официальных данных из-за пробелов в нормативно-правовой среде, касающихся признания неработающих ссуд и резервирования для кредитных рисков. Их уровень в банковской системе может вырасти еще больше после полного свертывания отказа от применения принудительных мер», – ожидают эксперты.
В докладе также прогнозируется, что реальный рост ВВП наберет темпы во II квартале и продолжится во второй половине 2021 года.
«Ожидается, что в 2021 году инфляция снизится и приблизится к целевому диапазону по мере устранения сбоев в поставках и сокращения закупки продуктов про запас во время кризиса COVID-19. Сниженные властями в 2021 году ставки налога на добавленную стоимость по услугам доставки и почты, вероятно, приведут к снижению стоимости этих услуг и будут способствовать уменьшению инфляции. Тем не менее, ценовое давление может сохраниться. Стимулирующий курс фискальной политики со значительным предоставлением прямых кредитов, восстановление потребительского спроса и колебания курса валют могут вызвать новый рост инфляции», – резюмировали во ВБ.