В июне граждане осознали, что самой лучшей инвестицией в стране являются вовсе не недвижимость и золото, а морковь, свекла и картошка. Рынок земли сразу же отреагировал ростом цен на участки. Но дач в стране почти не осталось. Кто и зачем уничтожал огородничество, как лоббировались интересы агрокорпораций и почему мы остались у разбитого корыта? Мы поговорили с экспертами
По социальным сетям гуляют мемы про самую высокую прибыль в стране, которую нынче приносят торги вовсе не на фондовом рынке, а на овощном. Рекордные цены на морковь заставили граждан вспомнить о своих дачах. Те же, у кого этих дач нет, всерьез задумались о том, чтобы их приобрести. Если инфляция и дальше будет скакать галопом, собственные грядки с овощами помогут значительно сэкономить семейный бюджет. Судите сами: согласно данным статистики, в среднем казахстанцы тратят 57,2 тысячи тенге в год на фрукты и овощи, что составляет почти 16 процентов от всех расходов на продукты питания. Это данные до резкого скачка цен на овощи в июне. Больше всего фруктов потребляют в Мангистауской области, овощей – в Туркестанской области, на третьем месте – Алматы.
Борщевой набор, который подорожал в 2,5 раза, можно вырастить на семью даже на сотке земли. Как показывает история, в кризисные времена дачи и огороды всегда спасали нас и становились как нельзя более актуальными.
Грядки Рузвельта у Белого дома
Так, в 1943 году во время Второй мировой войны жена 32-го президента США Элеонора Рузвельт разбила огород у Белого дома, тем самым показав пример, как выйти из продовольственного кризиса, который разразился в стране. Она выращивала фрукты, овощи и зелень. И ее призыв имел ошеломительный успех, по данным статистиков того времени, почти 40 процентов овощей и фруктов в тяжелый период выращивались именно на грядках частных огородов. В 2009 году жена президента Обамы возродила традицию и вместе со школьниками вырастила на грядках Белого дома более 50 кило плодоовощной продукции. В тот период мир говорил о продовольственном кризисе, и это стало еще одной вехой в развитии огородничества.
Интересная история была и у привычных нам дач. Само понятие “дача” появилось еще при Петре I. Земельные участки царь давал своим подданным за определенные заслуги, а владельцы вовсе не гнули спины на грядках – они отдыхали и резвились на природе. После Октябрьской революции эти земли были розданы крестьянам.
В советский период дача стала неотъемлемым атрибутом жизни каждого гражданина. Стандартные 6 соток имела почти каждая семья, которая проводила выходные в полезном труде.
Вокруг городов появились целые садовые товарищества. 70 процентов плодоовощной продукции на столе граждан было с дачных грядок. С развалом Союза дачи постигла незавидная участь: сначала они помогали выживать в кризисные 90-е, а потом от них стали избавляться. Сегодня дачи имеются далеко не у каждой семьи. Дачный фонд сократился в разы, многие дачные участки ушли под ИЖС, там возвели большие дома, а огороды закатали в асфальт под парковку. В результате большая часть населения сегодня полностью зависит от покупной продукции. И их кошельки значительно худеют после скачка цен.
Новый тренд – огород в аренду
Новым трендом стали дачи в аренду и даже отдельные грядки. По данным статистики, количество дач в аренду неуклонно растет в последние годы, особенно вокруг больших городов: Нур-Султана и Алматы. На лето сдается около 300 дачных участков. Но активнее всего спрос разыгрался на рынке купли-продажи.
– Спрос на дачи начал расти еще в феврале. Возможно, сказались пандемия и ограничения, но также был скачок за последнюю неделю, когда начали резко расти цены на овощи, – говорит риелтор Александр РОГОЖИН. – Около 5 тысяч дачных участков сейчас выставлено на продажу, около 500 – только вокруг Алматы. Примерно 200 из них – вокруг Семея, почти 150 участков расположены вокруг Нур-Султана, столько же – в окрестностях Шымкента и Павлодара. Средняя цена на личные подсобные хозяйства и садово-дачные участки вокруг Алматы составляет 1 700 тысяч за сотку. Если это дача с возможностью ИЖС, то цена взлетает сразу в 2–3 раза.
По словам главы крестьянского хозяйства и вдохновительницы движения за родовые поместья в Казахстане Сауле БОРАНБАЕВОЙ, через 10–20 лет все казахстанцы придут к пониманию, что им просто необходим свой участок земли для выращивания овощей.
– По нашей идее о родовых поместьях, каждая семья должна иметь минимум гектар земли, чтобы там была своя экосистема. Из него 10 процентов земли отвести под сад и столько же – под огород.
И если идея о гектаре выглядит немного фантастично, то новый тренд “сотка земли в аренду”, который набирает обороты в Казахстане, вполне реальный. При этом аренда может быть не только коммерческой, как это практикуется сейчас, но и государственной – для уязвимых слоев населения. Госпрограммы арендного жилья показали свою эффективность. Почему бы не сделать похожую систему поддержки и с земельными участками? Другой вопрос – готово ли государство пойти навстречу людям и есть ли резерв земли, чтобы осуществить эту идею?
Мегакорпорации против дач
С тем, что дачи спасали людей в кризисные времена, согласен мажилисмен Айкын КОНУРОВ. Он рассказал, что сейчас под Нур-Султаном есть хозяйство, которое сдает грядки в аренду, и это очень популярно. Но сможет ли государство взять на вооружение такой метод поддержки населения, учитывая резкое подорожание плодоовощной продукции – вопрос сомнительный. Дело в том, что чиновники лоббируют интересы агрокорпораций, и дачники им абсолютно не нужны, считает мажилисмен.
– У нас государство не заинтересовано в развитии личных подсобных хозяйств или дач. Несмотря на то, что все годы независимости именно они кормили граждан, поставляя на стол порядка 80 процентов продукции. Государство идет другими путями, пытаясь создать вертикально интегрированные агрохолдинги, как это делается на Западе. Но это не наш путь, там другой доступ к финансовым рынкам и другие рынки сбыта. Также не надо забывать, что риски банкротства в сложные времена у крупных компаний выше, чем у более мелких. В период пандемии это очень важно, крупные компании неповоротливы и просто ложатся на бок. Вспомним наши крупные агрокомпании, которые обанкротились и потянули за собой банки.
Мы готовим к осени предложение о том, что необходимо разработать закон о городских агломерациях. В нем можно предусмотреть пункт о том, что горожане могут иметь дачные участки. Сейчас, например, официально запрещено выдавать дачные участки вокруг столицы, их уже и нет практически. Дачи сносятся, закатываются в асфальт, территории отдают под жилье, но взамен ничего не предоставляется. Считается, что наш агропромышленный комплекс всех прокормит. Однако практика показала, что это не так. Крупные компании это все-таки бизнес-структуры, и они вправе продавать свою продукцию, где им выгоднее. Многие выбирают экспорт. В результате случаются перебои с насыщением внутреннего рынка и цены растут. С дачами и ЛПХ такое невозможно – они не торгуют на экспорт, продукция остается внутри страны. Поэтому вопрос с дачами нужно решать.
Понятно, что лучшие земли вокруг крупных городов уже разобраны инвесторами, их взяли на 49 лет. В резервном фонде у государства остались участки на отдалении, к которым инвесторы не проявили интереса. Что делать в этой ситуации? Решением правительства нужно расширять территорию городской агломерации и закладывать туда садоводческие кооперативы. При этом сегодня каждый аким сам решает, как ему распределять земли. Понятно, что возможны варианты лоббирования интересов крупных компаний. Они в приоритете, нежели дачники или ЛПХ, поэтому необходим общий закон об агломерации для всех.
Источник: Караван