На брифинге в среду, 18 августа, официальный представитель МИД Казахстана Айбек Смадияров сообщил, что Казахстан готов оказать содействие этническим казахам Афганистана в обеспечении их безопасности и возможном возвращении на историческую родину. Заместитель директора КИСИ при президенте РК, доктор политических наук Санат Кушкумбаев в разговоре с HOLA News рассказал, как казахи много лет назад оказались в Афганистане и почему сегодня так важно оказать им поддержку.
Захват Афганистана движением «Талибан», запрещенным во многих странах, включая Казахстан, поставил перед мировым сообществом немало новых задач. Помимо вопроса о принятии беженцев, казахстанцы четвертые сутки обсуждают сообщения этнических казахов, проживающих в Афганистане. Одно из них на своей странице в Facebook опубликовал журналист Болат Мурсалим: на видео этнические казашки говорят, что из-за передачи власти талибам они не могут выйти на улицу, и просят правительство Казахстана оказать им поддержку.
В годы установления советской власти и гражданской войны, а в дальнейшем вследствие голода 1932-1933 годов, более одного миллиона казахов бежали в соседние страны, в том числе в Афганистан. По сведениям американского историка Франца Шурманна, большинство казахских беженцев располагались в городах Ханабад и Андхой, более 500 казахов проживали в Казах-сарае. По словам Саната Кушкумбаева, в связи с нестабильностью в регионе точно оценить численность всегда было очень сложно, в их паспортах национальность не указывается – все они официально именуются афганцами. Кроме того, последняя перепись населения Афганистана проводилась в 1979 году, то есть неизвестна даже точная численность всего народа.
«Существуют разные оценки. Кто-то говорит, что 26 тысяч человек, кто-то – что 30 тысяч. Все это лишь приблизительные оценки, там даже точную численность Афганистана не знают. Многие из переселенных казахов уже говорят на фарси или узбекском языке. Если они находятся в близкородственной среде, то есть живут рядом с узбеками, то они говорят на их языке. Внешне они выглядят как хазарейцы. Даже когда я сам был в Афганистане, меня за хазарейца принимали», – говорит Кушкумбаев.
Анализируя различные данные о численности, эксперт пришел к выводу, что казахская диаспора в Афганистане небольшая и это усиливает трудность их определения. Проживая почти сто лет на чужой земле, им труднее было сохранить свой язык, обычаи и культуру. В связи с этим Кушкумбаев отмечает, что устанавливать их этническую принадлежность при эвакуации нужно не по языку, а по их идентичности.
«Вопрос в идентичности. Они же могут помнить свое происхождение, с чем-то ассоциировать себя, тот же шежире (генеалогическая родословная – Авт.). Это всем казахам присуще. Многие из них оказались там около ста лет назад в годы Ашаршылык (голод 1932-1933 гг. – Авт.), репрессий. Афганские казахи приезжали и раньше. Документально в Афганистане не ведется статистика. Многих идентифицировали по родственным связям – родственникам, которые здесь остались», – рассказывает политолог.
Кушкумбаев считает, что возвращение афганских казахов на родину является моральным, гуманитарным вопросом и обязанностью Казахстана как члена международного сообщества, несмотря на то, что никаких юридических обязательств нет. Вначале скорее всего им дадут статус беженцев, а в дальнейшем рассмотрят возможность предоставления статуса репатриантов.
«Нет никакой миссии или законодательного акта. Речь идет о гуманитарных обязательствах. Мы же тоже члены международного сообщества, более того, соседи. К тому же, если речь идет об этнических казахах, то Казахстан является их исторической родиной. Это все согласуется с властями, международными организациями. Мы как страна делаем собственный выбор. Если у нас будет такая миссия, определенный рейс, свой вертолет, то это будет жест доброй воли со стороны правительства и больше ничего. Как беженцев мы примем, прежде всего, а потом можно говорить о репатриации, если будет соответствующее документальное оформление», – объясняет он.
При этом заместитель директора КИСИ при президенте подчеркнул, что на данный момент не стоит вопрос о том, каким именно образом будет происходить принятие этнических казахов, потому что главным является оказание помощи этим людям.
«Наш посол остается в Афганистане и понятно, что этот вопрос на повестке один из основных. Люди, которые там находятся, крайне обеспокоены неопределенностью. В той нестабильной ситуации, которая установилась там на данный момент, ясное дело, что они не смогут какими-то правовыми способами оформить. Если возникнет такая ситуация, то, конечно, Казахстан будет готов принять этнических казахов, своих соотечественников», – уточняет Кушкумбаев.
В заключение эксперт заметил, что никто не обязан принимать ни беженцев, ни представителей своего этноса, однако все цивилизованные страны, которые активно сотрудничают с международными организациями, должны будут оказывать поддержку народу Афганистана. Казахстан не является исключением.
Сегодня стало известно о поручении Касым-Жомарта Токаева министерству иностранных дел оказать содействие в обеспечении безопасности этнических казахов, проживающих в Афганистане, и возможном возвращении их на историческую родину. Согласно выступлению официального представителя министерства Айбека Смадиярова на брифинге в настоящее время в исламском государстве осталось 15 семей, или около 200 этнических казахов, с которыми поддерживается связь. Информация о десятках тысяч казахов не соответствует действительности.
Источник: holanews.kz