Выживший пожарный, участвовавший в ликвидации огня в воинской части близ Тараза, где произошел взрыв, рассказал о том, что происходило в момент тушения пожара – видео с его рассказом опубликовала в социальной сети журналист Ирина Советжанкызы
«Там были пожарные, сотрудники службы спасения, военных многих там не было, военные сбежали – когда мы подавали воду, военные собрались в колонну и покинули место. На той территории, где были мы, военных не было, может быть были единицы, но многие собрались и ушли, не стали нам помогать. Единицы остались, когда начался сильный пожар, наше начальство спросило: «Там есть взрывчатые вещества?» Мы в этот момент работали прямо перед дверями. Я был в третьей машине, которая прибыла. Наше начальство спросило у военных: «Что здесь есть?» Им ответили: «Взрыва не будет». После этого я краем уха услышал, что есть тротил. Тогда я спросил у одного человека крупного телосложения – полковника: «Может взорваться?» Он ответил: «Нет, не взорвется, ерунда», но я заметил, как он начал отступать», — сказал пожарный по имени Алмаз.
Он уточнил, что указанный мужчина высокого роста – военный полковник, который ушел с места, где происходил разговор.
«Когда мы тушили огонь, уже начинали разлетаться пули. Начальник караула нам сказал: «Потихоньку отходим назад, давайте будем осторожней, ребята, здесь что-то не то». Начальник караула что-то почувствовал, сказав, чтобы мы отступали назад. Когда в первой цистерне закончилась вода и мы возвращались со второй произошел взрыв», — уточнил очевидец.
По его словам, команду продолжать тушить дал дежурный управляющий службы пожаротушения (ДСПТ), отметив, что не знает, от кого тот получал команды. Как уточнил Алмаз, начальник ДСПТ в итоге погиб, как и несколько других людей, которые были на месте инцидента.
«Перед взрывом начальник ДСПТ дал поручение нашему начкару (начальнику караула – КазТАГ). Наш начкар прибежал к «КамАЗу», открыл его дверь, в этот момент я смотрел на начальника ДСП, который стоял в центре, и произошел взрыв. Ближайшая дверь «КамАЗа» была открыта, нас выбросило через его дальнюю дверь. Далее начался пожар, стало жарко и темно, мы лежали, укрывшись, я ослеп на оба глаза. Тогда начальник караула с помощью криков нашел меня, выволок, и бросил за цемент, после чего отправился еще за одним», — сказал пожарный.
В этот момент, по его словам, произошел еще один взрыв. Он уточнил, что у него оказались сломаны руки и его выволокли на безопасное расстояние. Сам начальник караула получил тяжелые ранения и находится в реанимации.
«Мне кажется, многие наши начальник просто не знали, оказались введены в заблуждение, поверив, что взрывов не будет. Большинство там были наши ребята – пожарные, военных там не было. Там были единицы лиц в военной форме. Когда мы зашли в воинскую часть, там на первом посту были двое, на втором посту двое, на третьем посту двое, когда подошли к месту, где позже произошел взрыв, их там было три-четыре человека. Стоял танк, стреляющий водой. Они обстреливали водой из этого танка, ничего не вышло. Но по виду военных было видно, что они в панике и напуганы, казалось, что они что-то скрывают», — заключил Алмаз.
Напомним, 26 августа в воинской части, дислоцированной в Байзакском районе Жамбылской области, около 19.00 произошло возгорание возле одного из складов. В результате пожара произошел взрыв неустановленных предметов, позже в министерстве обороны сообщили о шести взрывах, однако затем число зафиксированных взрывов превысило 10, последний из которых произошел 29 августа.
На место инцидента 26 августа была направлена комиссия во главе с министром обороны Нурланом Ермекбаевым, который 27 августа заявил о готовности уйти в отставку. Вместе с тем, он считает невежеством обвинения в свой адрес.
По последним данным, погибли 14 человек. Погибшему при взрывах заместителю начальника департамента по чрезвычайным ситуациям (ДЧС) Жамбылской области Меиржану Айманову присвоено звание героя, еще несколько человек награждены посмертно.
По факту взрыва возбуждено уголовное дело – об этом в ночь инцидента сообщил президент Касым-Жомарт Токаев. В качестве одной из версий причин инцидента рассматривается умышленный поджог. Вместе с тем выяснилось, что на указанном складе хранилась часть боеприпасов, вывезенных из Арыса после взрывов в 2019 году.
Пострадавшим и родным погибших при взрывах близ Тараза пообещали оказать помощь от лица государства.
27 августа Токаев поручил созвать чрезвычайное совещание и создать МВК по ситуации с взрывами, и отдельно КНБ и другим органам – не допустить распространения дезинформации. Также он назвал очевидным, что в сфере хранения боеприпасов существуют системные проблемы. Позже министр Ермекбаев поручил должностным лицам ускорить работы по организации строительства двух баз хранения боеприпасов.
В этот же день создана правительственная комиссия по ликвидации последствий пожара и взрывов.
28 августа Токаев объявил 29 августа днем общенационального траура по погибшим в результате инцидента.
Источник: kaztag.kz