Без малого год минул с тех пор, как в силу вступил Закон «О сельскохозяйственных кооперативах». Несмотря на предпринятые государством действия и выделенные средства, Президент страны указал на низкую эффективность в этой отрасли. Депутаты парламентской фракции «Народные коммунисты» так же считают, что пока защита интересов малых форм хозяйствования путем их объединения не работает в полную силу.
Проблемы в аграрном секторе поднимаются Коммунистической Народной партией Казахстана с завидным постоянством. Как ни крути, отечественный аграрно-промышленный комплекс «буксует», несмотря на все инновации. На расширенном заседании фракции «Народные коммунисты» обсуждалась тема: «Кооперирование подворий – путь к росту производства продукции».
Лидер фракции Владислав Косарев неоднократно делал акцент на том, что в действующих сельхозпредприятиях занято около 150-200 тысяч человек, что составляет 2-3% от общей массы трудоспособного сельского населения. Остальные являются собственниками своего подворья. И весьма существенно то, что в индивидуальных хозяйствах сельчан содержится 80% скота. Но в одиночку тянуть лямку, заботясь о кормах, пастбище, прививках, забое и сбыте мяса со своего двора довольно накладно. Многим даже не под силу заготовить недешевый комбикорм. А продажа сельхозпродукции для частника малоприбыльна, сдают перекупщикам по минимальной цене. Земельные наделы, имеющиеся в пользовании сельчан, обработать, засеять, собрать и сохранить урожай – огромный труд и немалые вложения. Именно поэтому многие земли либо стоят в запустении, либо сдаются в аренду за мизерное вознаграждение. Создание сельхозкооперативов как раз нацелено на поддержку сельских тружеников. Каждый из них, по сути, является индивидуальным предпринимателем, а объединившись, крестьяне, сохранив самостоятельность в принятии решений, имеют право управлять и распоряжаться собственным имуществом, сообща участвовать в переговорах с потребителями или решать какие-то общие экономические проблемы, будь то закуп удобрений, техники, племенного поголовья скота или совместного внедрения новых технологий. Персонально кооперация никому не принадлежит, она принадлежит каждому ее члену. Это общее дело, в котором играет роль каждый голос. Но эта радужная картинка о кооперативах начинает меркнуть, когда дело доходит до реалий.
Проанализировав ситуацию, организаторы обсуждения высказались, что реализация Закона «О сельхозкооперативах» проходит медленно, чаще всего в русле формализма и в интересах отчетности. Именно поэтому доверие населения к кооперативам крайне низкое и желание людей вступать в них не проявляется.
По словам Владислава Косарева, найти такие кооперативы, где на деле объединены финансовые и имущественные паи, депутатам фракции не удалось. Из 1,5 миллионов подворий в кооперативы объединились только 24 тысячи, еще образованы 1 140 кооперативов в которые вошло 6 176 человек. Для Казахстана с 6 668 селами и аулами это очень небольшая цифра.
Депутат от КНПК, член Комитета по аграрным вопросам Мажилиса Парламента РК Айкын Конуров поддержал идею о необходимости тщательного ликбеза на местах с обоснованием «в чем состоит выгода» и как с малыми потерями создать СХК.
По словам депутата, несмотря на то, что «сельхозкооперативы мир кормят», казахстанских сельчан скорее кормят обещаниями. Многие крестьяне столкнулись с проблемой выдачи кредитов. Собрав целый пакет документов, им приходилось постоянно их переделывать, собирать новые справки, которые вновь устаревали. Помыкавшись полгода и более, многие сельхозпроизводители отказывались от этой идеи. Бывало, что пока «кооперативщики» объединялись, средства, выделенные на кредитование, заканчивались и нужно было ждать нового транша по госпрограмме. Кроме того, значительная часть действующих СХК мелкотоварны и нерентабельны.
Излишек законодательных актов, отсутствие опыта, нехватка научных методик и разработок в аграрном и экономическом секторах существенно тормозят процесс кооперирования на селе.
СПК можно разделить на производящие сельхозпродукцию и на обслуживающие, которые сохраняют и реализовывают ее.
Возможность продавать без посредников, выручая больше денег – большая выгода для сельчан, поэтому идея создания оптово-распределительных центров (ОРЦ) очень перспективна. Но есть серьезные риски. Если рассматривать работу фермера с ОРЦ детально, то ему необходимо: оплачивать аренду торгового места и аренду места на складе, платить зарплату кассиру-продавцу, производить оплату мойки, фасовки, нарезки, внесение хозяйства в электронный каталог, рекламу своей продукции. Все это платные услуги, напрямую отражающиеся на стоимости конечной продукции. Поставщики могут стать заложниками чужих условий. Захотят ли этого фермеры, которые давно наладили доверительные отношения с перекупщиками продукции? Еще одним немаловажным фактором должна стать прозрачность аграрных кооперативов, которую будут обеспечивать ревизионные союзы. То есть сельскохозяйственная кооперация направлена на сокращение ненаблюдаемого, теневого, сектора экономики, – подчеркнул Айкын Конуров.
В свою очередь вице-министр сельского хозяйства РК Кайрат Айтуганов возлагает на сельские кооперативы очень большие надежды и ратует за расширение поля деятельности для СПК, куда, кроме производства и переработки, еще вошли и сбытовые кооперативы, снабженческие и сервисные. Кайрат Капарович сделал акцент и на механизме взаимодействия субъектов АПК с РПП «Атамекен». Он назвал составляющие паевого фонда: это может быть земля, объекты недвижимости, сельхозтехника, животные. С чем не согласен коммунист В.Косарев, считая, что земля должна быть кормилицей, а не заложницей долговых обязательств. Также вице-министр уверен, что особенности налогообложения СХК способствует большей их привлекательности для сельчан. Субсидии можно получить на удешевление оборудования и техники и за продукцию. К примеру, откорм бычков субсидируется по 20 тысяч тенге за голову. Существующие программы кредитования «Ынтымақ», «Береке», «Игілік» должны полностью соответствовать интересам крестьян.
Вице-президент ОЮЛ Национальных союзов сельскохозяйственных кооперативов Казахстана Мырзахмет Уксикбаев выделил ряд недоработок, с которыми встречаются будущие «кооперативщики». Так, через электронный портал происходит регистрация кооператива не в виде Сельскохозяйственного производственного кооператива (СПК), а как Производственного кооператива (ПК), что приводит к недоразумениям и в органах юстиции, и при налогообложении. При открытии расчетного счета банки второго уровня требуют предоставления на бумажных носителях не только Устава СПК и учредительных документов, но и других документов, что, создает административный барьер. Нет альтернативы беззалоговому кредитованию в АПК. А отсутствие нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ревизионных союзов СПК, ставит под сомнение их правомерность.
Продовольственный потенциал за счет кооперирования можно повысить на 35%, а продуктивность увеличить вдвое. Также СХК способны сплотить людей, уменьшить безработицу — и все это без эксплуатации наемного труда. На данном этапе, по мнению коммунистов, необходима рабочая группа, курирующая реализацию Закона «О сельхозкооперативах» на местах. Обратив внимание Правительства на ошибки, инициаторы заседания надеются на скорейшее их устранение.