После событий в Алматы журналист Orda.kz спросил у мажилисменов и сенаторов, не боятся ли они, что действия алматинского стрелка станут триггером: люди, столкнувшиеся с несправедливыми решениями судов, будут брать в руки оружие? Также спросили, не пора ли менять законы, по которым руководствуются при выселении?
Депутат мажилиса от «Народной партии Казахстана» Газиз Кулахметов в комментарии журналисту отметил, что человеческая жизнь превыше всего, но в то же время указанная ситуация вновь вскрыла проблемы принудительного выселения и качества вынесения судебных решений.
— Банки второго уровня ставят собственную выгоду выше прав граждан. Отдельная проблема – это прозрачность работы частных судебных исполнителей. Имеются признаки их частого участия в схемах по изъятию имущества граждан по искусственно заниженным ценам. Неоднозначность судебных решений не позволяет определить истинность событий. Указанное позволяет сделать вывод о признаках заинтересованности судей в пользу отдельных лиц и некомпетентности в части прогнозирования последствий принятых решений в таких случаях, — отметил Кулахметов.
Также депутат напомнил, что фракция НПК в лице Ирины Смирновой направляла депутатский запрос с предложением запретить выселение из единственного жилья.
Сама же Смирнова сообщила, что «Народная партия» готовит законопроект о достаточном жилье.
— Наша партия не раз говорила о том, что необходимо прекратить выселения. Что жильё – это не только товар, но насущная необходимость в жизни человека, — добавила мажилисвумен.
Мажилисмен Аманжан Жамалов отметил, что есть вопросы в целом к судебным решениям в области исполнений решений суда о выселениях. С ним солидарна Снежанна Имашева: «Да, над этим стоит задуматься».
Депутат мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана Юрий Ли считает, что нужно дождаться официального вердикта.
— Применение оружия в подобных ситуациях для «установления личного стандарта справедливости» или эмоционального сброса накопившихся проблем, приведшее к жертвам, не является ни моральным, ни юридическим оправданием кому бы то ни было. Насколько мне известно, финансовый регулятор сейчас проводит аудитирование процедур выселения по залоговым займам, скоро мы увидим его позицию, — сказал парламентарий.
Депутат мажилиса Динар Нукетаева ответила вопросом на вопрос: «Зачем менять законы?»
— Судебные органы вынесли свои решения в соответствии с законом. В нашей стране верховенство закона, поэтому, я считаю, что если решение вынесено судом, то нужно обращаться в суд, — заявила она.
Её коллега по палате Галымжан Елеуов солидарен с ней: «В суде есть свои сотрудники, которые должны давать разъяснения».
— Сейчас идут следственные мероприятия. Сейчас ещё рано комментировать. Соответствующие органы вынесут соответствующие решения. Рабочие группы должны в рабочем порядке рассматривать предложения экспертов по изменению законов», — ответил мажилисмен.
Сенаторы ещё более осторожны в оценках, чем их коллеги из нижней палаты Парламента.
— Я не слышал об этом, — по привычке сказал сенатор Абдалы Нуралиев, но тут же поправился. – Я читал, но нужно узнать, как и из-за чего это случилось. Будет не правильно отвечать на ходу, я думаю. Законы меняются, какие требуются.
Его коллега Мухтар Джумагазиев тоже сослался на отсутствие «конкретной информации».
— Кто виноват, мы не знаем. Поэтому комментировать сейчас очень сложно. На сегодняшний день все законы работают. Я думаю, что всё решится в рамках закона», — сказал сенатор.
Сенатор Сагындык Лукпанов тоже ещё полностью не ознакомился с ситуацией и ждёт информацию.
«Решения судов – это закон. Могут быть разные мнения, но решения судов нужно исполнять. Любое решение судов – это закон, его нужно исполнять. Общество развивается, и если эксперты считают, что нужно изменять законы, нужно рассмотреть и обсудить их предложения», — согласился парламентарий.
Сенатор Нурлан Кылышбаев считает, что суды в Казахстане – независимые, но допускает, что законы нужно пересмотреть.
Источник: orda.kz