В действиях властей всех мастей должна быть открытость.
Этого требует общество, этой проблемой в последние годы озабочен лидер государства.
Потому что всякому трезвомыслящему очевидна одна простая вещь — за чиновником нужен глаз да глаз, иначе он любое хорошее начинание вывернет с выгодой для себя любимого. А за любой, на первый взгляд государственной заботой вдруг прорежется шкурный интерес. Так было с поправками в Земельный кодекс, еще раньше запрещали покупку праворульных авто, подведя под них фальшивую статистику о ДТП, так сейчас мусолят тему перехода на латиницу. Но в последнем случае все же как бы предоставили время для общественного обсуждения…
Нельзя не отметить, что для гласности и открытости властью кое-что предпринимается. Те же общественные слушания по коммунальным тарифам, телефоны доверия госорганов, дни открытых дверей, общественные советы при акиматах, приемы по личным вопросам. Т.е. внешность вполне благополучная. Но давайте поговорим о КПД перечисленных шагов на примере общественных советов, созданных, кстати, по инициативе главы государства. Остановите любого прохожего на улицах города или райцентра и спросите, знают ли они людей, входящих в совет и, особенно, какие жизненно важные для населения проблемы рассматривались на их, не сомневаюсь, регулярных заседаниях. Итоги опроса будут, увы, малоутешительные. Советы стали тенью акиматов без собственной позиции и инициативы. И это вполне ожидаемо, если учесть, как кулуарно создавались эти «кружки» и кто был внесен в списки членов. Посмотрите для любопытства списки — там сплошняком чиновники нынешние или бывшие на генетическом уровне не способные перечить властям. Кто заложил норму, что советы на треть должны состоять из руководящего состава акиматов? Эта норма на корню убивает даже мысль о самостоятельности принимаемых здесь решений. Что и требовалось местным властям.
Форма есть, а содержание выхолощено.
Точно по такому же принципу действуют общественные советы при силовых структурах, где действующие кадры слегка разбавлены ветеранами, вышедшими на пенсию. Хотя даже в детсаде знают, что бывших ментов и чекистов не бывает. Поэтому и не удивляет, что в среде силовиков уютно чувствуют себя мародеры и насильники, периодически попадающие в поле зрения общественности. К примеру, за последние годы практически в полном составе за решетку попало целое управление по борьбе с оборотом наркотиков, а где оргвыводы? Руководство УБН не тронули, ну понятно, оно было не в курсе, чем занимаются его подчиненные, генерал Маткенов тоже выведен из-под удара переводом в другую область. Все, как говорится, чики-чики.
А последние события в рядах полиции? То у пенсионера обнаружился целый арсенал оружия и боеприпасов, конфискованных ранее у населения, то сотрудники присвоили тысячи бутылок изъятого из обращения алкоголя.
Как вы догадываетесь, не из ненависти к бутлегерам.
Почему все это возможно? Да все по той же причине к операциям по уничтожению конфиската на пушечный выстрел не подпускают общественность. А как же, это ведь суперсекретное событие, приравненное, надо полагать, к разработке антитеррористической операции. Сколько таких финтов осталось неразоблаченными-одному богу известно. Так вот, мое предложение — для чистоты эксперимента включить в составы комиссий по уничтожению контрафакта оружия, а также комиссии по аттестации личного состава представителей общественности, а не бывших сотрудников. Вот тогда можно будет говорить об открытости и прозрачности в действиях структур власти, а не придумывать завесу секретности на ровном месте. Такова воля народа, таково требование Елбасы.
Аркадий Денисов