В начале года в Казахстане была создана Национальная ассоциация Big Data. Кроме профильных IT-компаний, в нее вошли крупнейшие телеком-операторы и ретейл-компании. О том, как она изменит контуры бизнес-процессов и почему именно телекоммуникационные компании стали форвардами развития новой отрасли, рассказал член правления Ассоциации и член наблюдательного совета ТОО «Мобайл Телеком-Сервис» (бренды Tele2/Altel — Ред.) Ерулан Кусаинов
«Отраслевые объединения во всем мире создаются для разработки правил игры на том или ином рынке или в определенном сегменте. Национальная ассоциация Big Data — не исключение. Это, по сути, совершенно новая территория для всех – компаний, способных собирать и анализировать гигантские объемы информации, тысяч крупных и даже мелких бизнесов – которые смогут улучшить свои коммерческие предложения благодаря этой аналитике, и для каждого потребителя. Наступает эра персонализации, к которой никогда ранее не было такого доступа для массовых продуктов и услуг» , — объясняет Ерулан Кусаинов.
По оценкам IDC, по итогам 2019 года объем глобального рынка больших данных увеличился на 12% (к 2019) и достиг 189,1 млрд долларов. В период 2018-2022 гг. аналитиками прогнозируется рост рынка со среднегодовым темпом (CAGR) на уровне 13,2%. Это означает, что объем рынка может увеличиться до 274,3 млрд долларов к 2022 году. В то же время ResearchAndMarkets прогнозирует возможные темпы роста глобального рынка Big data на уровне 19,7% ежегодно на период 2019-2025 гг.
«Такой рост рынка Big Data связан с невероятными перспективами, которые, при правильном построении анализа, перевернут текущие подходы к построению бизнес-процессов не только для представителей крупного B2B-сектора, но и в целом к использованию данных во всех отраслях экономики и науки», — комментирует спикер.
Если рассматривать развитие рынка по странам, то по результатам 2019 года лидер — рынок США с объемом доходов в 100 млрд долларов. За ним с большим отрывом следуют Big Data рынки Японии (9,6 млрд долларов), Великобритании (9,2 млрд долл), КНР (8,6 млрд долларов) и Германии (7,9 млрд долларов). Наиболее высокие показатели прироста за пятилетний период демонстрируют Аргентина и Вьетнам: CAGRs – 23,1% и 19,4%.
«У Казахстана есть все шансы вступить в когорту стран-лидеров по росту рынка больших данных. Развитые секторы телекоммуникаций, ретейла и банковский – являются своего рода батутом для такого скачка. Именно поэтому Tele2/Altel активно развивает данное направление не только внутри компании, но и в рамках отраслевого объединения, которым выступает Ассоциация, – объясняет Ерулан Кусаинов. — Такой потенциал для экономики можно сравнить разве что с природными ресурсами, с той же нефтью».
В отчете Wikibon (2018 Big Data and Analytics Market Share Report) в 2018 году (по данным 2017 года) названы крупнейшие коммерческие игроки Big Data рынка: IBM, Splunk, Dell, Oracle и AWS.
«Если смотреть на мировой срез – лидерские позиции заняли IT-компании. Что касается особенностей развития Big Data в Казахстане, то пионерами стали телеком-операторы, и, пожалуй, самую активную позицию по развитию направления и уже реального внедрения инструментов занял Tele2/Altel. Это вполне объяснимо, так как исторически сложилось, что телеком-компании ведут большой сбор данных, и этот процесс был оцифрован намного раньше, чем у представителей многих других отраслей. Тем не менее сбор данных – это не синоним работы с Big data, поэтому на сегодняшний день в компании проделана огромная работа по развитию аналитики и созданию новых продуктов и сервисов как для внутренних нужд компании, так и для внешнего рынка», — подчеркнул спикер.
Перспективы поистине колоссальные. Так, например, по результатам опроса, проведенного International Data Corporation (IDC) и Hitachi Vantara в ходе исследования «Аналитика больших данных как инструмент бизнес-инноваций», в соседней России более 55% организаций выделяют бюджет на внедрение технологий больших данных.
По словам Ерулана Кусаинова, такой рынок, не только исходя из его потенциального объема, но и высокой сенсативности самого инструмента – сбора и аналитики данных, нуждается в правильном и профессиональном регулировании. Тут очень важен баланс между строгостью правил и сохранением возможности развития направления. Также немаловажен полноценный диалог между государством и бизнесом. Ведь приграничные рынки уже вовсю включились в гонку за эту нишу.
Именно необходимость в качественном и безопасном развитии новой отрасли стала основной идеей для создания Национальной ассоциации Big Data. Разработка стандартов, принципов и даже кодекса по сбору, использованию и дальнейшему хранению данных является стратегической задачей не только бизнеса, но и государства. В то же время все закрепленные инициативы и документы должны быть максимально бизнес-ориентированными.
«На сегодняшний день существует ряд барьеров, которые сдерживают темпы развития Big data в Казахстане. Одним из основных можно назвать дефицит квалифицированных специалистов. Многие компании пытаются взращивать кадры самостоятельно, но точечных усилий недостаточно. Важна синергия бизнеса и государства, обмен международным опытом. Также немаловажно и развитие инфраструктуры. Мы все еще в десятки раз уступаем развитым странам по вычислительным мощностям, хотя Казахстан является одной из наиболее подходящих стран для размещения ЦОДов благодаря территории, сравнительно низкой цене на электроэнергию и природным условиям. Все также актуален вопрос стандартизации процессов по обработке и обмену данными. Необходима разработка единых стандартов по анонимизации и персонализации. Кроме всего прочего, нельзя забывать и о том, что в стране огромный дефицит отечественных разработок, идей, инноваций. Нет необходимой среды для развития науки в данном направлении. Поэтому создание Национальной ассоциации Big data стало необходимым шагом для появления диалоговой площадки между бизнесом, государством и представителями научной среды для поиска оптимальных решений, новых подходов и законотворческой деятельности», — резюмировал Ерулан Кусаинов.