В сентябре 2021 года Казахстан поставил за рубеж 300 тыс. тонн пшеницы, тогда как обычный объем для этого месяца составляет 450 тыс. тонн. Прогноз по экспорту на октябрь составляет 500 тыс. тонн при нормативном объеме 700-800 тыс
Одной из причин снижения объемов (наряду с более низким урожаем, пострадавшим из-за засухи нынешнего сезона) стали ограничения на экспорт зерна, введенные Китаем. Напомним, что восточный сосед уже в течение года периодически ограничивает прием грузов из Казахстана, а с октября и вовсе вел полный запрет на поставки ряда товаров, включая зерно и продукты перемола.
— В сложившейся ситуации с Китаем я выскажусь жестко в отношении нашего правительства – у него не хватает ни сил, ни воли отстаивать свою позицию, — сказал Евгений Карабанов. – Тут ведь все понятно: Китаю нужен транзитный коридор в Европу, а инфраструктурные возможности у него ограничены. И они просто берут в обслуживание те товары, которые им выгоднее. Понятно, что это не наш контейнер с зерном, а контейнеры с электроникой для автозаводов, которые стоят по $1 млн каждый. Исходя из этого, они нас, говоря прямо, просто вышвырнули из очереди. Им наш импорт не нужен, а наши интересы они учитывать просто не хотят. С той же Россией Китай так поступать боится, потому что понимает, каким будет ответ – глаз за глаз, зуб за зуб. То есть, если китайцы не пропустят российский товар – Россия не примет китайские грузы. Все логично. Но у наших властей на аналогичные действия не хватает смелости.
Эксперт отмечает, что вопрос с пропуском казахстанских железнодорожных грузов в Китай нужно решать в Пекине, но пока нет никаких действий в этом направлении ни от МИДа, ни от МИИРа.
Источник: ElDala.kz