Но не во всех странах Центральной Азии попытки реформ увенчались успехом. Так, несмотря на попытки увеличить количество вузов и учебных мест в других республиках, охват высшим образованием остается крайне низким — около 13% в Таджикистане и 9% в Узбекистане.
В Туркменистане вмешательство властей в систему высшего образования и науки привело к ее деградации. Во время пожизненного президентства Сапармурата Ниязова запретили внедрение новых методов обучения и институты повышения квалификации. Получить высшее образование можно было, только отработав два года после школы, а время обучения в вузе сократилось до двух лет. По приказу Ниязова все иностранные дипломы признали недействительными. Большинство реформ были отменены после смерти Ниязова, но все равно имели долгосрочные последствия: только 8% граждан Туркменистана имеют высшее образование.
Лучше всего ситуация обстоит в Казахстане: здесь более трети выпускников школ потенциально могут претендовать на бесплатное продолжение обучения в университете. Но в последние годы количество бюджетных мест остается на одном уровне или вовсе падает, в то время количество выпускников школ наоборот растет. Поэтому, достигнув пика в 2018 году, когда бюджетные места были доступны для 42% выпускников, этот показатель стал с каждый годом падать.
В итоге даже те абитуриенты, которым удается поступить на бюджетное место в Узбекистане, сталкиваются с новой проблемой. «Бюджетные места [в Узбекистане] больше похожи на целевое обучение в России. Ты учишься бесплатно, но по окончании вуза нужно отработать в госучреждении от 3 до 5 лет», — объясняет Владислав Шаповалов из Узбекистана, выпускник Казанского федерального университета.
Аналогичная ситуация с высоким конкурсом на бюджетные места сложилась и в Таджикистане. По последним данным Агентства по статистике, в Таджикистане только каждый десятый выпускник школы может поступить в высшее учебное заведение за счет государства. При этом почти 60% всех мест в университетах приходятся на вузы Душанбе, где живет только 9% населения страны.
Концентрация вузов в столицах создает дополнительные сложности для абитуриентов из регионов из-за отсутствия необходимого количества общежитий. Например, в Узбекистане университеты обеспечивают жильем только каждого седьмого студента.
В России у иностранных студентов есть возможность учиться за счет российского бюджета. Подавляющее большинство студентов из Таджикистана учатся в российских вузах бесплатно, как и более половины приехавших из Казахстана. При этом только каждый четвертый узбекистанец и каждый десятый туркменистанец получают такую возможность — в основном граждане из этих стран получают образование в России за свой счет.
Другой путь — получение квоты правительства РФ. Абитуриенты из-за рубежа участвуют в отдельном конкурсе для иностранных граждан и, как правило, сдают всего два экзамена: русский язык и профильный предмет. В ряде вузов есть возможность перезачесть международные экзамены IELTS, TOEFL◽️, А-level◽️ и другие, а вступительные испытания университет подстраивает под школьные программы стран СНГ.
Еще одна возможность поступить в российский вуз предоставляется через Россотрудничество◽️. Программа осуществляется в рамках квоты правительства РФ, а обучение финансируется из средств федерального бюджета. Основными целями агентства называются «усиление гуманитарного влияния России в мире» и «содействие распространению за рубежом объективного представления о современной России». Приоритетное направление работы Россотрудничества — страны СНГ, а наибольшее количество заявок на поступление в российские вузы по программам агентства поступает именно из центральноазиатских стран.
Программа Россотрудничества рассчитана на привлечение максимально широкого круга иностранных студентов. Так, если в той или иной стране нет представительства Россотрудничества, то отбор может провести Посольство Р Ф, а подать заявку могут даже лица без гражданства. В 2021 году по программам ведомства в российские вузы поступило 18 тысяч иностранцев. Планируется, что в 2022 году количество квот увеличится до 23 тысяч. Самые большие квоты — для студентов из Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Туркменистана.
На СНГ и центральноазиатские страны ориентируются и сами российские вузы: «Узбекистан и Казахстан — основные для нас рынки, мы активно на них работаем: продвигаем университет, запускаем конкурсы и олимпиады», — рассказывает директор по привлечению иностранных студентов ВШЭ Александр Деев. — Если ребенок поступает из российского региона, он в любом случае знает Вышку, потому что выбирает в первую очередь среди российских вузов. А если речь идет о ребенке за рубежом, то он находится на мировом рынке образования. Здесь необходимо заниматься точечной работой по продвижению университета».
По словам Деева, при составлении вступительных испытаний ВШЭ адаптирует задания к школьным программам тех стран, из которых идет наибольший поток абитуриентов: «Экзамен для всех иностранцев один и тот же, потому что в большинстве случаев в этих странах все равно опираются на российскую модель образования, но при этом, конечно, есть и свои особенности».
«Я хотела поступать на бюджетное место ◽️ в медицинский университет, но это почти невозможно. Хотя бюджетные места выделены, для их распределения очень много „критериев“: нужно дать больше денег; иметь хорошего знакомого, чтобы договорился; чтобы твой брат или сестра уже не числились студентами факультета, на который ты поступаешь. Также нужно быть готовым с самого поступления платить за все, что скажут в институте. На первый взгляд, стоимость обучения в Туркменистане доступна, но в итоге выходит в десять раз дороже», — рассказывает о коррупционной составляющей высшего образования в своей стране Гульшат◽️, студентка Финансового университета при правительстве РФ.
Несмотря на то, что квоты на бюджетное обучение ограничены, Россия является основным пунктом назначения для абитуриентов из стран Центральной Азии. Из Казахстана и Таджикистана почти 80% всех студентов, уехавших за рубеж, учатся в российских вузах, из Узбекистана — около половины, из Туркменистана — более 40%. «Переехать в Москву довольно просто: это уже известный маршрут. Так много кто и делал, и это не такая уж неизвестность», — говорит студент психфака ВШЭ Амиран Карацев из Таджикистана. — «Россия не звучит как какая-то зарубежная страна, как Австрия, например».
Большое значение при выборе абитуриентами вуза для поступления играет его мировая известность. В международном рейтинге QS World University Rankings представлены 48 вузов из России. В 2021 году наиболее высокое место — 74-е — занял Московский государственный университет. Рейтинг оценивает каждый вуз по ряду критериев, среди которых академическая репутация, количество иностранных студентов и преподавателей, цитируемость научных работ и другие.
Казахстан — единственная страна в Центральной Азии, которая есть в этом рейтинге. В 2021 году в него вошли 14 казахстанских вузов. Наивысшую позицию — 175-ю — занял Казахский национальный университет имени Аль-Фараби (КазНУ). Впервые казахстанские вузы были включены в рейтинг в 2009 году — тогда вошли Евразийский национальный университет и КазНУ.
«Студенты и родители из Казахстана часто смотрят на рейтинги университетов и стараются в поступать в лучшие. По крайней мере, у меня каждый второй знакомый подавал документы в вузы США, Канады, Европы, Китая и России. При этом все на всякий случай подают документы и в один из приличных вузов в Казахстане, если вдруг не пройдут в желаемый», — рассказывает студентка СПбГУ из Казахстана Милана Решетько.
В Узбекистане всего 2% русского населения, а русский язык не имеет статуса официального, но при этом его продолжают широко использовать и преподают как обязательный предмет в школах и на первых курсах ссузов и вузов в стране.
В Таджикистане официально русское население составляет менее процента, но среди значительной части населения русский распространен как второй язык. Более того, он провозглашен языком межнационального общения.
Что касается Казахстана, то здесь русский язык является родным для 20% населения, имеет статус официального и языка межнационального общения. На русском языке обучение ведется в 16% казахстанских школ, еще примерно в 30% — на двух языках.
Хуже всего ситуация с русским языком обстоит в Туркменистане. На нем в той или иной степени говорит 18% населения страны, большинство из них — старшее поколение. Однако популярность русских классов в школах сохраняется — во многом из-за возможности потом продолжить обучение на русском языке.
Учитывая кризис в образовании, недоступность бесплатного обучения у себя в стране, абитуриенты из Центральной Азии все чаще задумываются об учебе за рубежом. При этом Россия выглядит более привлекательным местом для получения профессии — ведь, помимо близости менталитетов и знания русского языка, для казахстанцев, таджикистанцев, туркменистанцев и узбекистанцев создаются специальные возможности для получения квот, а стоимость обучения значительно ниже, чем в Европе и США.
Для России же образование может быть элементом «мягкой силы», которую планируют увеличивать — по программе Минобрнауки, к 2025 году число международных студентов должно вырасти в два раза.