Последнее выступление Назарбаева в качестве лидера Nur Otan содержит политический наказ, в котором обозначены пять партийных приоритетов. Главный ориентир не поменялся – Nur Otan был, есть и будет партией власти
Выступление теперь уже бывшего лидера партии Nur Otan проанализировал обозреватель Orda.kz Вячеслав Щекунски. Он обращает внимание на то, что, покидая свой пост, Назарбаев оставил преемнику готовую программу действий.
В своем выступлении теперь уже можно сказать бывший председатель партии сослался на опыт стран, где доказана успешность практики главенства одной партии. Назарбаев считает, что именно долгосрочное лидерство правящих политических партий было условием успеха и роста в Швеции, Японии, Сингапуре, Малайзии, КНР.
Первый президент с уверенностью сказал, что залог эффективности правящих партий – это ясные цели, конкретное видение развития страны, политическая воля и, главное, поддержка народа.
«Конечно, порой история вносит свои коррективы, под которые нам приходится подстраиваться. Тем не менее наша глобальная цель не меняется – до 2050 года Казахстан должен войти в число 30-ти самых развитых стран мира. Особая роль в достижении этой цели возложена на Nur Otan. Партии важно обеспечить своё долгосрочное лидерство, которое будет фундаментом преемственности и стабильности государственного курса.»
В упомянутом перечне стран, возможно, есть более-менее успешные примеры. Хотя список можно продолжать еще долго. Это и Северная Корея, и СССР, и Вьетнам, и Испания времен фаланги…
Но еще в списке Назарбаева три страны с монархической формой правления. Хотелось бы понять – это случайность или намёк авторов текста выступления?
Подходит ли нам пример Швеции? На десять миллионов человек более семисот партий. На слуху Пиратская, которая в 2009 году прошла в Европарламент, а еще есть партии иммигрантов, трезвенников, жонглеров, огромное количество всяческих объединений коммунистов и социалистов. Поразительно, но именно в Швеции социал-демократы, несмотря на изначально революционную точку зрения, с 1917 года в парламентском большинстве, а страну не сотрясают классовые и социальные неурядицы. В общем и целом, династия Бернадотов не мешает социалистам уже сотню лет формировать правительство.
Монархическая Япония, пережившая оккупацию, уже 66 лет с небольшим перерывом в 90-х остаётся под управлением Либерально-демократической партии. В последние три десятилетия ЛДП стала слишком «административной». В результате начались скандалы и даже произошёл временный раскол. Партии удалось выплыть из кризиса, благодаря созданию коалиций с другими политическими объединениями.
Еще одна монархия – Малайзия. Она более-менее знакома казахстанцам по сводкам светской хроники. С топами этого королевства активно заводят родственные отношения топы нашей страны. Здесь на 33 с лишним миллиона человек действуют более сорока партий. Главу кабмина назначает король. С семидесятых годов правительство формируется из коалиции, в которую входят 14 и более партий. Премьер-министром 39 лет с небольшим перерывом был Махатхир Мохамад, уход которого в отставку в 1994 году спровоцировал кризис. В практике малазийской политической борьбы обвинить конкурента или претендента в коррупции и содомии. Сейчас престарелый экс-премьер исключен из партии, которую сам же основал, ушел в оппозицию, конфликт между старым и новым премьером продолжался до августа этого года, когда король назначил нового главу кабмина. И это на фоне экономического кризиса, начавшегося перед пандемией. Предполагается, что политический кризис может спровоцировать ещё и межэтнические столкновения.
Сингапур – город-государство, где живут около шести миллионов человек. У президента представительная роль. Фактически там династическое правление. С 1959 года премьером был Ли Куан Ю – один из основателей правящей Партии народного действия. Его на 14 лет сменил генсек ПНД Го Чок Тонг, подготовив место для сына сингапурского патриарха Ли Сяньлуна. Младший сын, Ли Куан Ю, возглавлявший крупнейшую телекоммуникационную компанию в стране, почувствовав на себе авторитарность брата, даже заявлял, что намерен покинуть Сингапур. Потом он раскритиковал партию власти за то, что та отошла от курса, и примкнул к новой оппозиционной Партии прогресса. Ли Сянлуна называют богатейшим главой государства в сравнении с другими президентами и премьерами других стран мира. Его зарплата в год составляет более двух миллионов долларов США.
В итоге развитым гражданским обществом может похвастать только Швеция. Но сможет ли Казахстан повторить её путь и оказаться в первой десятке стран по ВВП на душу населения?
Подводя итоги работы спичрайтеров, писавших историческую речь Елбасы, хочется отметить любопытный пример к подбору «нравственных ориентиров» для главной партии страны. Это монархии, вырождающаяся партократия и недостижимые скандинавские вершины с социалистическим уклоном. Интересно, что из этого на вооружение возьмет будущий глава партии власти Казахстана?
Источник: orda.kz