Более 1 000 казахстанских туристов застряли в Объединенных Арабских Эмиратах из-за произошедшего в Казахстане ЧП. Одним из них стал житель Атырау. Он рассказал Tengritravel.kz о том, как ему не удавалось вернуться на родину из Дубая, и о том, как помогали застрявшим туристам
Своей историей поделился житель Атырау Алихан Ибрашев. Из родного города туристы долетели сначала до Актау. А оттуда в Дубай уже прямым рейсом 30 декабря. На отдыхе он должен был провести семь дней со своей семьей: двумя маленькими детьми, женой и сестрой. Вылет обратно был запланирован на 6 января в 19.55, рейс KC7618. Однако уже 5 января все рейсы были отменены.
«Мы не знали, что рейсы отменили. Мы были в абсолютном неведении: может, вылетим сегодня, но в более позднее время, стоит ли ждать рейса в аэропорту, если нет, то когда перелеты возобновятся, если не возобновятся, как нам сделать возврат или обмен билетов. У стойки регистрации нас было примерно 15 человек. Такое ощущение было, что все пассажиры знали об отмене рейса, кроме нас.
В итоге мы простояли в аэропорту до ночи. Не было представителей консульства, авиакомпаний, туроператоров — никого. К нам присоединилась волонтер Мейрамгуль родом из Казахстана, которая из группы в соцсетях узнала о том, что казахстанцы застряли в Дубае и многим некуда идти. Она составляла список всех казахстанцев. Добровольно помогала всем найти отели и хостелы. Нам предложила ночлег Айгуль тате — казахстанка, живущая временно в Дубае», — рассказал Алихан.
По его словам, некоторым казахстанцам их турагентства помогали искать жилье и предлагали варианты за 40 долларов (17 393 тенге).
«Наш турагент лишь предложил нам жилье за 400 долларов за двое суток на пятерых (173 934 тенге). Для нас эта сумма была накладной. А позже выяснилось, что проживание было организовано бесплатно. Однако до нас эта информация дошла, когда мы уже были дома. В момент, когда помощь была нужна, с нами никто не связался.
Так, каждый день мы ездили в аэропорт в надежде, что будет рейс и мы улетим домой. Ни разу ни одного сообщения от авиакомпаний. Сотрудники в аэропортах не говорят ничего о возобновлении и не могут помочь. Каждый день, теряя надежду, мы возвращались. Два дня мы жили у земляка из Актау, в 50 километрах от Дубая. И два дня нам оплатили проживание земляки-волонтеры в хорошем отеле. Все бесплатно. За что мы очень благодарны людям, которые помогали все это время», — говорит он.
Фото Алихан Ибрашев
Алихан рассказывает, что пассажирам предлагали купить билеты на рейсы других авиакомпаний или через другие страны. Однако цены в те дни были неподъемными для большинства — от 180 до 500 тысяч тенге за место.
«Кто-то из атыраусцев купил билеты в Россию, в Минеральные воды из Дубая за 400-500 000 тенге, оттуда взял такси до Астрахани за 50 тысяч тенге. При этом у них не было теплых вещей, они взяли их в Астрахани. Оттуда они доехали до границы Казахстана и пересекли границу пешком.
Некоторым, купившим такие дорогие билеты, в итоге отказали в посадке, потому что ПЦР-тесты были просрочены, а имеющиеся антиген-тесты они не принимали. Билеты были невозвратные, и деньги им не вернули. А если посчитать, сколько многие из туристов еще потратили на ПЦР-тесты, будут большие суммы», — сказал Алихан.
В итоге вылететь семье в Актау удалось только 10 января. В этот день распределение мест среди всех пассажиров проходило со скандалами, слезами и стрессом из-за огромной толпы туристов.
«Нам объяснили, что сначала будут сажать на борт пассажиров, у которых на этот рейс куплены билеты заранее, далее в приоритете беременные и пассажиры с детьми. Так, мы стояли и ждали своей очереди. Многие стояли со слезами на глазах и просили консула помочь хоть как-то попасть в самолет. Но мест не было.
Нам тоже пришлось понервничать: когда дошла до нас очередь, оказалось, что мест осталось всего три, а нас пятеро. Сыну годик, место ему не нужно, так что нам нужно было четыре места. Мы рассматривали варианты взять дочку 2,5 года на руки, но по правилам это запрещено. Тогда по каким-то причинам кто-то из пассажиров не смог улететь и нам досталось место.
Но на этом ничего не решилось. Мне заявили, что багажное место у меня не выкуплено. Доказать я ничего не мог, так как зайти на сайт Fly Arystan и показать оплаченное багажное место не смог. В итоге меня попросили оплатить багаж — 68 400 тенге. Я оплатил, но по прибытии в Казахстан мы не получили этот самый багаж, а также ручную кладь. Нам объяснили, что он по каким-то неизвестным причинам застрял в Дубае. К слову, наш багаж нашли в Дубае, его отправили, и мы забрали его через четыре дня. Я очень надеюсь, что мне вернут мои деньги за багаж», — рассказал он.
Представители консульства также помогали туристам. Но туристов было так много, что помогать адресно удавалось не всегда. Был закрыт аэропорт Алматы, и отсутствовал интернет.
«Обращаем внимание, что казахстанские государственные органы проинформированы о вашей тяжелой ситуации и делают все возможное для вашего возвращения. Просим отнестись с пониманием к сложившейся ситуации. Надеемся на ваше понимание и поддержку в это сложное время для нашего Казахстана», — обратились к туристам в Генеральном консульстве Казахстана в Дубае.
13 января стало известно, что казахстанцев, застрявших в ОАЭ, вывезут репатриационными рейсами в Алматы, Нур-Султан и Шымкент. На тот момент аэропорт Алматы уже открылся. По данным пресс-службы авиакомпании FlyArystan, 14 января запланированы репатриационные рейсы из Шарджы в Нур-Султан и Алматы, которые должны были состояться 7 января 2022 года. Помимо этого, 15 января запланирован рейс КС7420 по направлению Дубай — Шымкент.
В авиакомпании Fly Arystan ответили, что в связи со сложившейся ситуацией в Казахстане у авиакомпании не было возможности выполнить некоторые рейсы в первые дни ЧП. Авиакомпания начала выполнять ряд международных рейсов с 8 января.
«Всем пассажирам отправляются уведомления, но из-за проблем со связью (не все СМС доходят до адресатов, телефонные звонки за рубеж из Казахстана недоступны), возможно, не все пассажиры получают уведомления. Со своей стороны авиакомпания делает все возможное, чтобы вывезти всех своих пассажиров на родину. В приоритете пассажиры, чьи рейсы не состоялись в первые дни ЧП в Казахстане. В частности, пассажиры из Кутаиси (Грузия), Дубая и Шарджи (ОАЭ), а также Стамбула (Турция)», — прокомментировали в авиакомпании.
В авиакомпании также уточнили, что пассажиры несостоявшихся или отказавшихся от перелета во время ЧП рейсов (внутренние/международные) могут оформить полный возврат стоимости билетов или перебронировать билеты на перелеты до 31 января 2022 года.
«Пассажиров, купивших билеты на сайте авиакомпании flyarystan.com или в мобильном приложении FlyArystan, просим самостоятельно оформить возврат. В случаях некорректной работы системы и неполного возврата средств просим писать на refund@flyarystan.com. Все запросы обязательно будут обрабатываться в порядке очереди, но из-за сложившейся ситуации ответы могут быть предоставлены позже.
С 11 января возобновлена работа контакт-центра по номеру +7 727 3311010 (с 09:00 до 21:00 по времени Нур-Султана), WhatsApp-бота по номеру +7 702 7020227 и live-чата в мобильном приложении FlyArystan на сайте flyarystan.com (с 09:00 до 17:00). В связи с большой загрузкой линии связи могут быть перегружены, а время ожидания ответа — более длительным. Также возможно изменение графика работы центров коммуникации», — говорится в сообщении.
Корреспондент Tengritravel.kz обратился с запросом к туроператору о том, почему проживание не было оплачено всем туристам и как решали проблемы туристов в сложившихся условиях.
Отметим, по информации корпоративного фонда «Туристік Қамқор», по состоянию на полдень 14 января 348 человек сейчас находятся в ОАЭ. Всего за рубежом застряли 1459 туристов. Из них в Гоа — 435, на Шри-Ланке — 385, в Пхукете — 266, на Мальдивах — 23 и двое — в Анталье.
Ранее Profi.travel писал, что департамент по развитию туризма эмирата Рас-эль-Хайма предоставил нашим туристам, которые не смогли вернуться в Казахстан из-за проблем с авиасообщением, бесплатное проживание в отелях эмирата на базе трехразового питания.
Источник: Tengri Travel