Есть ли вина АЗРК в январских событиях, в ходе которых погибли люди?
На газовом рынке творится что-то невообразимое, то цена вырастала до 165 тенге, а сегодня его можно купить за 55 тенге за литр. Причем по республике цена разная и разрыв довольно-таки большой. Как это происходит? И что влечет за собой такой демпинг цен? Попытались в этом разобраться вместе с теми, кто работает на газовом рынке.
— Мы видим полное отсутствие развития отрасли, потому что у нас нет честной конкуренции, — рассказывает директор ТОО «Max Gas Сompany» Балжан Аманжолова.
Кстати, об этом мы рассказывали в материале Девять лет обмана, судья-провидица, Или кому законы не писаны…
Как показала практика, беспринципность уполномоченного органа в отношении требований к аккредитации и контролю за ними, оказание содействия и подтасовки данных со стороны госструктур одним и жёсткие требования к другим ведут к тому, что одни продают газ по самой низкой цене, тогда как обладатели законных аккредитаций не имеют возможности конкурировать и торговать по низким ценам.
— Для нас главное — газ продается по низкой цене, и это здорово, что ТОО «КокшетауТрансГаз» имеет такую возможность, — констатировал ситуацию руководитель управления ЖКХ Акмолинской области Данияр Куанышбаев.
Да, для потребителя это неплохо, но все это, как говорится, мина замедленного действия.
И в этой ситуации возникает вопрос: куда же смотрит АЗРК — орган, который должен следить за честной конкуренцией, своевременно пресекать выявленные несоответствия и выносить наказания в целях выполнения своих непосредственных задач. Низкая цена на газ не доказательство ли не честной конкуренции?
— Как АЗРК осуществляет контроль за разграничением потребленного газа в ГРУ и на внутреннем рынке области? Какие меры прияты меры АЗРК в случае выявления таких нарушении по перетокам газа, выделенного на ГРУ, при попадании на внутренний рынок? — задали вопрос руководителю АЗРК по Акмолинской области господину Какенову.
-Мы не осуществляем контроль, это находится в полномочиях УЖКХ области — констатировал Олжас Какенов.
Стоит отметить, что АЗРК заняла довольно-таки странную позицию в государстве. Лишь как постфактум изучает цены на рынке. А не следит своевременно за тенденциями рынка, не изучает его в целях адекватного и оперативного влияния и реагирования на происходящие изменения рынка. Не эта ли организация должна анализировать те или иные изменения, задаваться поиском причин изменений, и следить за законностью деятельности предпринимателей? Ведь полномочия АЗРК практически не ограничены.
В 2021 году этим ведомством был представлен проект – презентация по товарному и сжиженному газу.
Всмотритесь в эти страницы. «Умники» из АЗРК неплохо так посчитали доходы ГСО в 320% наценки, но ни одна из цифр на этой красивой схеме, уверяют газовики, не соответствовала действительности.
— Люди, которые хотели привнести нам изменения рынка и вывести нас в свободное плавание – элементарно не умеют считать. Газ, приобретаемый у завода на ГСО, равен не 16 тг/л, а 25 тг/л ((38701тг- предельная оптовая цена +12% НДС)*0,58 — плотность газа), доставка этого газа по железной дороге в отдаленные области составляет порядка 70% от 25 тг/л, затраты на содержание ГНС, персонала и налоги порядка 35% от 25 т/л, что в купе дает нам 25,14 +17,6 +8,8 = 51,54 тг/л. А значит, наценка ГСО при розничной торговле составит всего лишь 35,8% вместо указанных 320%, а при оптовой реализации и того меньше. – в один голос утверждают газовики из Акмолинской и Алматинской областей.
К слову, в Акмолинской области никогда розничная цена не была равна 70 тенге. Итак, даже беглый анализ схемы чиновников из АЗРК показывает некомпетентность и оторванность их от реального сектора экономики.
Но давайте проведем анализ всех тезисов презентации- предлагают предприниматели.
— На этом же листе презентации отчетливо видны красные значки, характеризовавшие рынок сжиженного газа, некоторые, видимо для наиболее яркого убеждения, приведены дважды. В связи с чем у всех возникают резонные вопросы: так как же АЗРК допустило участников рынка сжиженного газа на ЭТП при отсутствии биржевых требований к самой ЭТП и к участникам, как могли выпустить в свободное плавание без механизмов сдерживания резкого роста цен, почему Министерство энергетики поддержало этот переход при таких исходных позициях игроков, почему предпринимателей в области сжиженного газа использовали как подопытных кроликов? – задают вопрос газовики, на который, похоже, уже никто не даст ответ.
Что же касается «Предлагаемых путей развития конкуренции», то тут также одни вопросы:
Что же такое механизм контроля за внеплощадочными сделками? Почему он до сих пор не внедрен? или не разработан? и что это за внеплощадочные сделки при 100% переходе на ЭТП? Когда и как будут функционировать жесткие биржевые требования при свободном рынке? Как допустили торги в 2021 году без разработанных механизмов остановки торгов? и что такое пороговое значение цен? Как долго будут рассматривать вопрос пороговых цен на баллонный газ? почему это не сделали до выхода на ЭТП? Почему дают преимущество ГРУ и не дают их баллонному газу? и почему, давая газ на ГРУ по государственной цене, совершенно не следят за наценками на этот газ? Почему не следят за реальным потреблением и количеством газа в ГРУ во избежание перетоков на внутренний рынок?
Так, к слову, небезызвестная нам компания Акмолинской области ТОО «Кокшетау-Транс-Газ» только за первое полугодие 2021 года вывела на внутренний рынок 400 с лишним тонн газа из резервов газа для ГРУ, так любезно выделенного УЖКХ области в обход двух других поставщиков газа в ГРУ.
Такие огрехи в деятельности АЗРК, глухость к призывам предпринимателей явились отчасти причинами ситуации с газом в конце прошлого года. По словам Балжан Аманжоловой, практически все предприниматели, работающие в сфере газа, отправляли в АЗРК и в Министерство энергетики не одно письмо и не одно сообщение в республиканские чаты с этими ведомствами и предсказывали ситуацию, которая произошла в январские дни. Об этом написал ratel.kz
Газовый вопрос: как работа Минэнерго привела к событиям трагического января
АЗРК молчали до победного конца, продвигая свою идею свободного рынка, и только когда волнения захватили республику и их непосредственный руководитель Президент страны обратил внимание, они начали проверки и сегодня выписали штрафы якобы за нарушение законов конкуренции. Многие базы сжиженного газа сейчас судятся в судах и там доказывают, почему продавали газ по той или иной цене. Хотя все это АЗРК могло предупредить, вовремя реагировать и не доводить ситуацию до хаоса.
Сегодня на газовом рынке все вернулось на прежние рельсы — ручное управление, открытая и подковерная борьба за выделение объемов, коррупция в местных исполнительных органах, бесконтрольное снижение цен на газ. Прежние рельсы, но с одним большим изменением – количеством участников на рынке! Если раньше газ покупали по Плану поставки и на ЭТП игроки, имеющие ГНС (парки хранения свыше 600 куб. м), а также промышленные предприятия с парком хранения, то теперь на рынок допущено максимальное количество игроков, имеющих зарегистрированные на их имя сосуды для газа. Насколько это просчитано? Безопасно? Рыночно оправданно? Продуманно? Проанализировано? Своевременно? От чего теперь будут зависеть цена и объемы газа – от жадности игроков, скорости нажатия кнопки, скорости интернета, наличия ботов, наличия инсайдерских связей с управлениями и заводом, от четкой работы цифровой платформы ЭТП? Как видите, вопросов очень много, но ни один государственный орган не пытается дать на них ответы.
Побеседовав с представителями газовиков из разных областей Казахстана, «ТоболИнфо» выявило пакет проблемных точек, на которые нет пока решения и ответа. Так чем же чреваты такие изменения?
— Отсталость в развитии отрасли из-за демпинга цен. Предприятия, не имеющие достаточные мощности для хранения газа, не могут позволить себе держать резервы газа, они вынуждены быстро освобождать свои емкости для закупленного и вновь отгружаемого объема газа из-за дороговизны простоев ж\д цистерн.
— Отсутствие честной конкуренции приведет к выбиванию с рынка игроков с крупными парками хранения, с последующей потерей рабочих мест их сотрудников.
— Снижение платежей в бюджет страны и области. Думаю, комментарии излишни, в целях оптимизации налоговых выплат многие мелкие игроки будут оформлять ИП платить лишь 3% от доходов.
— Снижение «зарплатных» налогов. ИП могут делать выплаты с минимальных заработных плат, тогда как крупные игроки на рынке содержат больший штат квалифицированных сотрудников.
— Сокращение или отсутствие плательщиков НДС.
— Коррупция в целях получения необходимых документов и разрешений, таких как деклараций промышленной безопасности, паспорта сосудов и т.п.
— Отсутствие запасов газа на местах в экстренных случаях (январские волнения, политические передряги, ремонты заводов).
— Перекосы цен на рынке в областях без централизованного газоснабжения из-за присутствия игроков, поставляющих газ в ГРУ и рынок. Судьба газа, выделенного по госцене, остается огромной загадкой, так как за движением этого газа не следит ни УЖКХ, ни ДКРЕМ, ни АЗРК, ни Министерство энергетики. Излишки газа поступали и будут поступать на внутренний рынок, давая таким поставщикам рыночное преимущество. Это мы отчетливо увидели на примере Акмолинской области. Верною службой служите, господа чиновники, Или сказ о том, что «КокшетауТрансГаз» сделал расчет, а ДКРЕМ его утвердил своим приказом.
Словом, неужели снова из-за отсутствия согласованности в действиях госорганов, непродуманности механизмов рынка и ЭТП, отсутствия честной конкуренции газовики не смогут развивать свою отрасль, поднимая ее на мировые стандарты, и, что еще хуже, смогут спровоцировать повторно волнения, но только не из-за повышения цены, а из-за отсутствия безопасности и запасов газа.
Аделина Токбаева