Недавно услышал анекдот. Глухонемой подает записку продавцу: «Сколько стоит у вас этот торт?» Продавец пишет ответ: «Он стоит у нас полгода». Богаты русские слова своим смысловым содержанием, но еще обильнее фантазии некоторых экспертов в оценке жизненных реалий, скрытых за официальными цифрами.
Комитет по статистике опубликовал данные по внутренней миграции в Казахстане. Цифры гласят, что число граждан, официально зарегистрировавших убытие и прибытие в пределах границ республики за январь-август 2017 года, составило 669 482. Это ровно в 2 раза больше, чем за этот же период 2016 года. Чем не повод для пытливого ума искать в извилинах собственного мозгового вещества объяснение возросшей подвижности своих соотечественников?
Интернет-портал 365info.kzна этот счет поинтересовался мнением экономиста и социолога. Эксперты забыли, что с 1 января 2017 года ужесточили требования по временной регистрации мигрантов, поэтому статистика текущего года в большей степени отражает наведение порядка в учете. Они заговорили о другом — о положительных последствиях внутренней миграции.
— Мобильный человек вообще более конкурентоспособен и может достигать более высокого дохода, — заявил экономист Асет НАУРЫЗБАЕВ. — У него появляются конкурентные предложения, находятся новые возможности. Плюс к этому развивается рынок недвижимости, транспортных перевозок, сопутствующих услуг.
К тому же, по мнению Наурызбаева, переезд людей из одного региона в другой «автоматически перемешивает разные менталитеты и традиции» и происходит «универсализация страны». Ему вторит и социолог Тимур АЙСАУТОВ:
-Как бы это спорно ни звучало, но для формирования устойчивой региональной политики, снижения системных рисков и так далее — необходимо формировать новые агломерации, двигать население с юга на север. Северные регионы у нас находятся в упадке.
В море позитива купаться приятнее, чем шагать по грязным лужам негатива. Но куда деться от последнего, если социально-экономическое ненастье накрывает наше общество с завидным постоянством? Поэтому, прочитав розовые фантазии вышеназванных экспертов, почему-то вспоминаешь интервью блогера Армана КУДАБАЕВА сайту CentralAsiaMonitor.
— За эти годы у нас образовалась огромная и разношерстная (там не только выходцы из разных регионов Казахстана, но и переселенцы из других стран) группа людей, не имеющих крыши над головой, каких-либо социальных гарантий и перспектив, вынужденных скитаться по просторам родины в поисках лучшей доли, — говорит Кудабаев. — По сути, это уже потерянное поколение, не получившее путевки в жизнь, никак не защищенное ни государством, ни обществом.
Часть этих «скитальцев», возможно, входит в число 669 тыс. внутренних мигрантов, получивших официальную регистрацию. А сколько живут на новом месте нелегально? Никто не знает. Равно как и что ожидать от этой взрывоопасной массы людей. В такой ситуации думаешь не об «универсализации страны», а вспоминаешь другой анекдот.
Когда самолёт вошел в зону сильной турбулентности, стюардесса попыталась было успокоить пассажиров, но из-за ее спины предательски выглядывал парашют.
Евгений Шибаршин