Настоящий же прорыв (или в данном случае уместнее сказать порыв?) совершил министр энергетики. С последнего места в ноябре Болат Акчулаков вместе с экибастузской трубой рванул на вторую ступень пьедестала цитируемости в декабре. А по упоминаниям в СМИ и вовсе стал первым. Хотя лучше бы этой пирровой победы, конечно, не было.
Аналитическая компания ALEM RESEARCH представляет рейтинг министров республиканского правительства, составленный на основе мониторинга СМИ и социальных сетей за декабрь 2022 года.
Дуйсенова знает, как прожить на 70 тысяч тенге?
Кого-кого, а главу Минтруда в лидерах рейтинга после невзрачных мест в конце первой десятки представить было сложно. Но это с одной, больше умозрительной стороны. С другой, практической, взлет цитируемости Тамары Дуйсеновой вполне объясним и логичен. Рекордная инфляция, взвинтившая цены перед новым годом, заставила людей пуще прежнего озаботиться невеселыми мыслями о содержимом своих худеющих кошельков.
Поэтому любые заявления профильного министра на тему зарплаты, пособий и пенсий сразу разлетались по лентам новостей и соцсетям. А заявлений этих под конец года было достаточно — и на различных итоговых заседаниях, и в их кулуарах, и на «разъяснительных» брифингах.
Правда, получали они в основном язвительные, а зачастую и гневные комментарии. Да и журналисты не постеснялись прямо спросить главу Минтруда, как прожить на 70 тысяч тенге в месяц — именно такова теперь «повышенная» минимальная зарплата в Казахстане. (Внятного ответа не последовало: мол, это только у низкоквалифицированных кадров такое, зато учителя, врачи и соцработники уже через два года будут зарабатывать в два раза больше).
Немногим больше прибавили и пенсионерам. За что также держала ответ Дуйсенова. И тоже получила увесистую дозу критики в интернете. Пользователи соцсетей, конечно же, в первую очередь предложили ей и остальным чиновникам поделиться своей зарплатой со стариками: размер минимальной пенсии, по их мнению, при нынешних ценах должен стартовать от 200 тысяч тенге. А пенсионный возраст у женщин, считают знакомые с международным опытом комментаторы, нужно не замораживать, а опускать — чуть ли не до 55 лет.
Волну негатива подразогнали и экс-силовики. Они организовались и пришли в офис партии Amanat с требованием вернуть базовую пенсию тем, кто вышел на заслуженный отдых с 2016 года. Сейчас у бывших военнослужащих, сотрудников МВД, КНБ, МЧС, КУИС этой выплаты просто нет. Апеллировали прежде всего к руководству министерства труда и соцзащиты, откуда, по их словам, в ответ на все обращения присылаются отписки в виде ссылок на соответствующие статьи закона.
От Дуйсеновой требовали разобраться и в трагических событиях в Кызылорде в подчиненном ее ведомству Центре оказания специальных социальных услуг. Из этого учреждения закрытого типа, где содержатся инвалиды и люди с психическими отклонениями, как сообщают местные журналисты, вновь сбежал и погиб пациент. И это уже третий подобный случай. После первых двух серьезных выводов сделано не было, ограничились лишь увольнением сотрудников низшего звена. Показательно, что в день публикации этой истории Дуйсенова приезжала в Кызылординскую область, где… пообщалась с трудовым коллективом цементного завода на тему занятости населения.
Дело — труба и нетройственный союз: инфовзлет министра Акчулакова
Бурный в информационном смысле декабрь ранее не самого заметного в медиапространстве министра энергетики, по сути, начался еще в ноябре, в конце которого и случился замерзающий Экибастуз. Тема масштабной аварии, которую президент Токаев назвал «реальной катастрофой», постоянно поднималась на заседаниях правительства. По оценке главы государства, Минэнерго «никак себя не показало» в чрезвычайной ситуации. Тем не менее именно Болату Акчулакову и его ведомству было поручено расследовать не только экибастузское ЧП, но и провести аудит всех энергообъектов во всех регионах.
Отчитывался глава Минэнерго регулярно и следили за этими отчетами, судя по рейтингам цитируемости, пристально. Министр поспешил заявить: критику сверху принимает, авария в Экибастузе — это «комплексная ошибка», а половина всех ТЭЦ и трубопроводов в стране в аварийном состоянии и нужно повсеместно строить новые, на что потребуются сотни миллиардов тенге.
Теплосети между тем продолжали рваться. Люди между тем продолжали писать министру об угрожающей ситуации в разных городах. Даже в столице разыгрывались коммунальные драмы. Народ возмущался, говорил о коррупции и бездействии чиновников, которые и привели практически к повсеместному срыву отопительного сезона. Но удивительное дело: как-то не слишком громко звучали голоса об ответственности верхушки профильного министерства… А сам Болат Акчулаков в отставку не собирается. Только, цитата, «если скажут, что я не могу этим заниматься».
Кстати, более вдумчивые блогеры покопались в биографии министра энергетики и выяснили, что вся его карьера тесно переплетена с деятельностью семьи Кулибаевых.
Помимо инфоповодов, связанных с Экибастузом и другими порывами и отключениями по всей стране, в СМИ и интернете мощно разошелся еще один, связанный с главой Минэнерго. Это его комментарий по так называемому тройственному газовому союзу Казахстана, России и Узбекистана, о котором ранее объявил Кремль. Акчулаков заявил, что речи о его создании не идет. И переговоров по этому поводу в подобном формате нет.
Аналоги аналогов и врачебные ошибки: главу Минздрава призывают к ответу
Ажар Гиният с четвертого места в ноябре продвинулась на две строчки вверх в рейтинге цитируемости в декабре. Очевидно, сказался разгар сезона ОРВИ и гриппа, да и статистика по коронавирусу росла, периодически пугая летальными исходами. Перед Новым годом болели многие, болели тяжело, и все вновь стали прислушивались к рекомендациям главы Минздрава в преддверии праздников. На радость всем здоровым она разрешила не отменять новогодние корпоративы и массовые гуляния, но советовала носить маски в общественных местах, И сама это дисциплинированно делала, по крайней мере при появлении на публике.
Один из самых заметных инфоповодов декабря, связанных с Минздравом, создал известный врач Каиргали Конеев, потребовавший в том числе и от главы ведомства разобраться с деятельностью компании «СК-Фармация». Эту деятельность он, не стесняясь в выражениях, назвал геноцидом казахского народа. Обвинения звучат серьезные, суммы тоже — счет идет на миллиарды: по данным общественника, компания лоббирует интересы производителей аналогов лекарственных средств, прикрываясь поддержкой отечественной фармакологии. При этом медикаменты приобретаются по цене выше оригинала. В качестве примера приводится закуп Алматинским онкоцентром у Карагандинского фармацевтического комплекса противоопухолевых препаратов, которые являются аналогом российского аналога оригинальных швейцарских и американских лекарств.
В комментариях к этой истории развернулась бурная дискуссия о низком качестве и растущих ценах на лекарства при высокой коррупционной составляющей в этой сфере: от правоохранительных органов требуют проверить всех участников фармацевтического рынка и Минздрав заодно.
Не прибавил вистов министру и двойной визит в парламент. В начале месяца она выступала с докладом в рамках правительственного часа в сенате. Сообщила о дефиците кадров — стране не хватает порядка восьми тысяч медработников — и других проблемах. Но, к неудовольствию сенаторов, просто их констатировала, не предлагая решений. Один из парламентариев и вовсе обинил главу Минздрава в предоставлении ложных отчетов президенту. И вообще, вопросов к Гиният было немало, а вот ответов немного: все закончилось тем, что она предложила перевести диалог в эпистолярный жанр и попросила прислать все в письменном виде.
Еще больше резонанса вызвала инциатива министра о смягчении ответственности за врачебные ошибки. О необходимости гуманизировать законодательство «с учетом мнения медицинского сообщества» Гиният заявила во время выступления в мажилисе. Так, за смерть пациента или тяжелый вред его здоровью теперь предлагается не лишать, а ограничивать свободу обвиняемого с уменьшением срока наказания.
В журналистской среде и в соцсетях инициативу восприняли, мягко говоря, неоднозначно. Многие считают, что ответственность медработников и качество обслуживания пациентов прямо пропорциональны. И при смягчении возможного наказания число случаев халатности и врачебных ошибок будет только нарастать.
Тем более, когда для учебы или трудоустройства много не нужно — всего 5, ну от силы 10 тысяч тенге. Именно столько, по данным журналистского расследования, стоит справка формы 075, которую запросто сделают без медосмотра и анализов в клинике в центре Тараза. Причем сделают всем — вне зависимости от прописки и состояния здоровья, даже наркоманам и душевнобольным, только плати.
Ранцы вместо планшетов и рис курам на смех
Багдат Мусин, вопреки нашим прогнозам, под конец года вернулся в первую пятерку по упоминаемости в СМИ и соцсетях. Так, видимо, и будет, покуда в стране существуют проблемы с качеством и скоростью работы глобальной сети. То есть всегда.
На сей раз громче всех возмущались столичные жители: от тормозящего мобильного интернета они пытаются спасаться домашним вайфаем, но для новых пользователей главный провайдер страны обещает установить модем только через несколько недель. Да еще и брать за устройство ежемесячную «арендную» плату.
Досталось министру и от депутатов. Самый молодой из них, 27-летний Мади Ахметов, недоумевал, зачем стране обещанный Мусиным 5G к 2027 году, когда в некоторых населенных пунктах вообще нет никакой связи. Не «зашла» парламентариям и идея заменить первоклашкам учебники на планшеты, чтобы те сняли с плеч тяжелые рюкзаки. Идея может и благая, только вот в школах нормального интернета тоже нет, а значит весь учебный процесс просто «зависнет».
Мусин проблемы с соединением признал, но разделил вину со школьным руководством, которое, по его данным, пытается сэкономить на качественной связи и оборудовании. Исправить ситуацию должен строгий контроль со стороны акиматов.
Лидер ноябрьского рейтинга ALEM RESEARCH по общему число упоминаний в СМИ и соцсетях Серик Жумангарин года завершил на пятом месте. Руководителя Минторга также активно цитировали в связи с главными пунктами информационной повестки: ростом цен и экибастузской аварией.
По первой теме министр даже собрал совещание в выходной день — субботу — без галстуков, чтобы объявить, что как минимум в трех областях торговые сети незаконно завышали цены на куриные яйца. Один из фигурантов дела — ТОО с милым названием «Курочка Ряба» совсем не мило накинуло к начальной цене надбавку до 27%.
Второй эпизод борьбы с продуктовой инфляцией для Жумангарина сложился не так успешно. Он объявил, что в Астане в одном из сетевых магазинов видел ценник на рис 275 тенге за килограмм. Но ни журналисты, ни пользователи соцсетей этому не поверили. И, разумеется, проверили. И оказались правы, что не поверили.
Что касается Экибастуза, где в отличие от многих других чиновников Жумангарин побывал лично, министр сделал как минимум два резонансных заявления, получивших много откликов на различных ресурсах. Откликов в основном негативных. Он допустил, что к ужасающему состоянию теплосетей привела неверная тарифная политика, которую следует пересмотреть. И многие тут же восприняли это как скорое повышение цифр в платежках за ЖКХ. А еще высказался против перехода Экибастузской ТЭЦ из частной в государственную собственность, что тут же дало повод ряду пользователей обвинить главу Минторга едва ли не в сговоре с ее владельцем Клебановым — олигархом из списка Forbes.
Далее в рейтинге цитируемости прямо подряд расположились три министра, для которых декабрь 2022 стал… последним на этом высоком посту. Уже в начале нового года Даурена Абаева (кстати, лидера месяца по негативным откликам), Каирбека Ускенбаева и Асхата Аймагамбетова заменят в министерских креслах другие люди. Новые лица также будут во главе Минюста и Минэкологии.
Как они проявят себя в новом качестве, покажет время и рейтинг аналитической компании ALEM RESEARCH.
В ALEM RESEARCH подчеркивают, что рейтинг составлен исключительно на основе мониторинга СМИ и социальных сетей и не может быть напрямую использован для оценки работы и эффективности высокопоставленных чиновников. Поэтому компания не несет ответственности за любые интерпретации и домыслы, связанные с этим исследованием, которые могут появиться в СМИ или социальных сетях.
Источник: globalnews.kz