Генеральная прокуратура изучает дело Владислава Челаха и готовится дать ему оценку
Генеральная прокуратура Казахстана истребовала дело об убийстве на заставе «Арканкерген» из архива и сейчас его изучает.
«Обращение Челаха изучаем, из суда истребовали уголовное дело. Оценку дадим по результатам рассмотрения», – сообщили в главном надзорном органе.
В декабре 2022 года Владислав Челах обратился к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву с просьбой о повторном пересмотре материалов его дела десятилетней давности. В Генеральной прокуратуре подтвердили, что у них находится заявление, где осуждённый уверяет главный надзорный орган в своей невиновности и готовности рассказать новые подробности об арканкергенской трагедии.
Прошло 10 лет с момента арканкергенской трагедии, подробности которой помнят сейчас уже не все казахстанцы, хотя это дело было одним из самых громких в истории страны.
Редакция Informburo.kz сделала подборку фактов о Челахе, который по-прежнему настаивает, что не совершал страшное преступление, хотя получил за него пожизненный срок.
Владислав Челах родился в семье карагандинского железнодорожника, учился в обычной средней школе. Мечтал служить пограничником и стать машинистом электровоза. Одному из его желаний удалось сбыться: Владислава Челаха призвали в погранвойска.
На пост «Арканкерген» (погранзастава «Сары-Бостер», Алакольский район Алматинской области) рядового Челаха отправили весной 2012 года. Этот пост работал только в тёплые месяцы года, и в основном здесь задерживали граждан Китая, которые высоко в горах собирали лекарственные травы. По словам родителей солдата, их сын на службу не жаловался и даже собирался в отпуск в июне 2012-го.
30 мая 2012 года внезапно пропала связь с постом «Арканкерген».
Прибывшие на пост пограничники обнаружили здание сгоревшей казармы, 13 погибших пограничников, труп местного егеря. Чуть позже обнаружили тело ещё одного пограничника.
Случившееся обсуждал весь Казахстан. Выдвигались самые разные версии произошедшей трагедии: нападение боевиков, контрабандистов, местных жителей. Кто-то выдвинул предположение, что это могли быть разборки из-за неуставных отношений.
Единственным выжившим оказался 19-летний пограничник-призывник Владислав Челах. Его обнаружили на чабанской зимовке в 24 км от поста 5 июня – через неделю после трагедии.
О задержании Челаха прозвучало несколько версий. По одной их них, единственного уцелевшего пограничника обнаружили в заброшенной зимовке в 24 км от поста. По другим слухам, он сам вышел к ближайшему посёлку. При нём нашли пистолет начальника заставы, ноутбук, несколько мобильных телефонов сослуживцев, фотоаппарат егеря и небольшую сумму денег.
Спустя сутки, 6 июня, пресса заговорила о том, что Челах дал признательные показания, сознавшись в массовом убийстве. Вскоре прокуратура сообщила, что 19-летний Челах действительно сознался в убийстве 15 человек и поджоге казармы. Мотивом послужили «внутренние конфликты» и «помутнение сознания».
Однако спустя полтора месяца, 25 июля 2012 года, адвокат Челаха сообщил, что подзащитный отказался от признательных показаний, «данных под психологическим давлением». Обвиняемый заговорил о том, что «на лагерь напали неизвестные».
Однако же в декабре 2012 года Специализированный межрайонный военный суд признал Владислава Челаха виновным по нескольким статьям, в том числе в массовом убийстве, хищении личных вещей, оружия, секретных документов, дезертирстве.
Позже Челах и его защитники неоднократно сообщали, что он сделал признательные показания и вовсе под пытками. И во время процесса, и после него военные эксперты и рядовые казахстанцы сомневались, что 19-летний солдат-срочник способен в одиночку совершить убийство 15 вооружённых и подготовленных к неожиданностям людей, тем более находившихся в этот момент на пограничной заставе.
По мнению правозащитников, обвинительное заключение по такому резонансному делу было вынесено практически на основании признательных показаний, от которых Владислав Челах позже отказался.
Владиславу Челаху всего тридцать лет. Из них десять он провёл в колонии «Чёрный беркут» в Костанайской области. В этой колонии отбывают свой срок чуть больше ста пожизненно заключённых.
За эти годы осуждённый Владислав Челах неоднократно обращался в международные организации и судебные инстанции, включая комитет ООН по правам человека, Верховный суд Казахстана. Но приговор по арканкергенскому делу по-прежнему в силе. По закону на условно-досрочное освобождение Владислав Челах может подавать только спустя 25 лет пребывания в стенах колонии особого режима.
Пока же ему разрешено четыре раза в год видеться с родными. По словам семьи, в колонии он изучает иностранные языки, юриспруденцию, занимается духовными практиками. И надеется на лучшее.
Источник: informburo.kz