Руслан Конакбаев, ожидающий положенную от государства квартиру уже 10 лет, третье заседание подряд просит у чиновников показать подробные списки тех, кто получил заветные квадратные метры, и тех, кто все еще в ожидании с 2008 по 2013 годы
Эти сведения у акимата Костаная должны быть. Однако местный исполнительный орган информацию не предоставляет, ссылаясь на базу сайта kezekte.kz.
При этом чиновники будто бы забыли важную деталь: до 2022 года акимат вел списки самостоятельно. Даже если сейчас все данные оцифрованы, а где архивы? Это пыталась выяснить адвокат Руслана Конакбаева Мила Навасардян, но ответа так и не получила.
— Просто список акимат предоставил, но на остальные вопросы не ответил: когда эти люди встали в очередь, какой у них статус, убирали ли кого-то из очереди и по какой причине, кто уже получил жилье, — в очередной раз повторяла адвокат. — Вы ссылаетесь на базу kezekte.kz, но на прошлом заседании представитель компании, обслуживающей сайт, пояснил, что все данные им предоставляет именно акимат. Вы первоисточник!
Кроме того, в документах госорганов указана разная информация, что тоже наталкивает на подозрения. Так, согласно ответу акимата Костаная, в 2020 году категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», к которой и относится Руслан Конакбаев, выделили 41 квартиру, в 2021 — 31 квартиру.
Управление энергетики и ЖКХ выдает другие цифры: 2020 год — 40 квартир, 2021 — 33. Это ошибка или кто-то недоговаривает?
— Я в январе был на приеме у акима области Кумара Аксакалова. Он поручил акиму Костаная и отделу жилищных отношений дать мне развернутый ответ в полном объеме, но я этого так и не добился, — выступил Руслан Конакбаев.
— Мы уже неоднократно объясняли истцу, что акимат ежегодно проводит инвентаризацию очередников. Она проходит автоматически. Система интегрирована с другими базами. Например, если человек умирает, то его сразу исключают, — пояснил представитель отдела жилотношений Владимир Моисеенко. — Все происходит независимо от нас.
— Но вы же говорите, что система заработала в 2022 году. А у вас просят данные с 2008 по 2013 годы. Вам надо работать с архивом, — вмешался судья Ибрагим Дезиев.
— Если бы у очередников был другой статус, их бы уже исключили. Если человек встал в очередь, умер, все это в базе отображается, — продолжил Владимир Моисеенко, не ответив на вопрос об архиве.
— Вы сами себе противоречите. В базе есть раздел «получившие жилье». Там можно поставить фильтр по категориям, год выбрать. Когда я это делал, выходил только один год, 2017, и один человек! А вы говорите, что все в базе есть, — не согласился с ответчиком Руслан Конакбаев. — Как это понимать? Где эти данные?
Представитель акима Костаная Алтын Тулекова, которая, как и прочие ответчики, не смогла на понятном языке и по факту ответить на вопросы истца, вместо этого попыталась уличить Конакбаева во лжи, однако на пустом месте.
— Вы на прошлом заседании, когда отрицали факт снятия себя с очереди, говорили, что не можете пользоваться сайтом, а выходит, что умеете, — заметила Тулекова. — Сами себе противоречите.
— Я на сайте смотрю очередь, а сниматься с нее, вносить сведения какие-либо я не умею. Вы ведь не рассказываете даже, как сайтом пользоваться, о чем вы говорите? — эмоционально ответил истец.
Руслан Конакбаев продолжал настаивать на том, что если бы акимат все делал по закону, то с легкостью мог бы рассказать о каждом очереднике, получившем квартиру. На деле же от чиновников слышны только отговорки и игнорирование прямых вопросов, а документы, которые они предоставляют в суд, едва ли могут что-то доказать.
— У нас есть основания сомневаться, у меня много бумаг, обращений, я же не просто так все это делаю. Я готов отозвать свой иск, если буду уверен в том, что ваши действия законны. Вы в суде показали только предписание прокуратуры за 2021 год. А еще у вас проверки были, где они? — продолжал Руслан Конакбаев. — Я, прежде чем идти в суд, обратился к акиму. Но вы даже и его поручение не смогли выполнить! Я обжаловал ваш ответ, а вы снова дали тот же ответ! Поэтому я пришел в суд убедиться, что вы мои права не нарушали. Я прав до тех пор, пока вы не предоставите доказательства.
Судебное заседание продолжится сегодня, 28 апреля.
Татьяна ФАЙЛЬ, скриншот из видео