На площади в парке Победы горожане увидели сразу два плаката с разными лозунгами, но одна активистка действовала в рамках закона, а вторая самовольно вышла на акцию
Санкционированный одиночный пикет гражданской активистки Анели Алигазиной состоялся 4 февраля в парке Победы в Костанае.
Напомним, девушка пыталась добиться официального разрешения на проведение одиночной акции с мая 2023 года, но постоянно получала отказ. Причины были разные: ремонтные работы, уже запланированные мероприятия и прочее. Но неоднократные попытки в итоге привели к успешному результату.
На этот раз Анель подала запрос на проведение пикета сразу на три даты: 2, 3 и 4 февраля в Центральном парке. Акимат дал разрешение на 4 февраля, правда изменил место на парк Победы.
— Но я все равно очень рада, ведь это большой шаг для активистов, — считает Анель Алигазина.
Этот пикет стал первым за пять лет, который одобрил акимат Костаная.
Стартовал он в 16:00, активистке было дано два часа, чтобы выразить свою позицию.
Как только корреспонденты «ТИ» и другие журналисты попытались взять комментарий у Анели Алигазиной, вмешалась местная жительница, представившаяся Ириной.
— Я просто проходила мимо, — сказала женщина, держа в руках явно заготовленный заранее плакат с надписью «Я против феминизма». — Но намерена сорвать этот пикет.
Женщина мешала горожанке, которой одобрили одиночный пикет (а ведь на это потребовалось около года!), перекрикивала Анель Алигазину и перебивала журналистов, которые хотели задать вопросы.
Наконец, представителям СМИ удалось вразумить активистку, объяснив, что ее пикет является несанкционированным, а значит незаконным, что влечет за собой административную ответственность.
— Цель моего пикета — заявить, что Казахстан по-прежнему небезопасен для женщин, — выразила свою позицию активистка Анель. — Я требую криминализировать бытовое насилие. С 2017 году оно было декриминализовано. В нашей реальности, если женщина, которой муж нанес вред здоровью, не будет находится в безопасности. Насильник чаще всего получит предупреждение или 20 суток ареста, что случается крайне редко. Уголовного наказания не предусмотрено. Однако сейчас принят законопроект в Мажилисе о криминализации бытового насилия. И нам остается лишь ждать его одобрения. Я убеждена, если женщины Казахстана будут создавать видимость, выражая свою точку зрения такими пикетами, государство не оставит это без внимания.
На плакате девушки прописаны и другие требования — ужесточить наказание для насильников, обеспечить безопасность жертв насилия, создать эффективные механизмы контроля и мониторинга за соблюдением законов. Здесь же представлены скриншоты постов и новостей о групповом изнасиловании 18-летней девушки, педофилии, убийстве Салтанат Нукеновой. По мнению Анель, необходим больший контроль и заинтересованность со стороны государства. Активистка уверена, что на сегодняшний день существует одна организация, которая действительно помогает женщинам, которые столкнулись с насилием, — фонд #НеМолчиKZ.
Также Алигазина хочет, чтобы в Костанае одобрили проведение марша в честь 8 Марта.
— В прошлом году его не удалось провести по причине уже запланированных концертных мероприятий. Хочется, чтобы в этом году все получилось, — говорит горожанка.
Пока журналисты общались с Анель, женщина, представившаяся Ириной, продолжала попытки устроить свой пикет. Но к ней подошла представительница из отдела внутренней политики акимата Костаная.
— Если вы хотите выразить свою гражданскую позицию, вам следует, как и Анель Алигазиной, обратиться в местный исполнительный орган через сервис eOtinish, — сказала сотрудница акимата.
Горожанка успокоилась, убрала плакат и вступила в дискуссию.
— Я, конечно, не против, чтобы защитить женщин от «кухонных борцов». Но я против, чтобы вводили законы, которые облегчали бы процесс изъятия ребенка из семьи. А этому и способствует закон о домашнем насилии, по моему мнению. Я хочу рассказать о павлодарском случае, когда из вполне благополучной семьи 3 января изъяли годовалого мальчика из-за анонимного звонка соседей (соседи утверждают, что регулярно слышали плач малолетнего ребенка и из-за этого обратились в полицию; после анонимного звонка полиция и органы опеки увезли ребенка, ссылаясь на алкогольное опьянение его родителей и неубранные вещи, — прим. ред.) — высказывает свою позицию Ирина. — Кроме того, я категорически против марша к 8 Марта и феминизма. В прошлом году в Алматы во время такого шествия продвигали ЛГБТ, что аморально! Я не хочу, чтобы такое было в Костанае.
— Но как криминализация связана с ЛГБТ, — удивляется Анель Алигазина. — Я ведь требую совершенно других вещей.
— Знаю я вас: сначала криминализация насилия, а потом ЛГБТ! — продолжала женщина.
Позже корреспонденты «ТИ» поинтересовались у Анель Алигазиной, часто ли ей приходится встречаться с людьми, несогласными с ее позицией?
— В сети — постоянно. Сколько сообщений мне присылали в директ с посылом, что у меня не было просто нормального мужчины, что я порчу праздник и прочее. Сегодня я почувствовала поддержку. Ко мне подходили гуляющие в парке, расспрашивали и соглашались. Не разделили мою позицию двое мужчин и женщина, развернувшая плакат, — отвечает активистка.
В целом, пикет прошел мирно. В парке не было видно полиции. Представители отдела внутренней политики, увидев сразу два плаката, хотели отменить санкционированную акцию, но разобравшись в ситуации, не мешали проведению одиночного пикета.
Екатерина БАЙНЯШЕВА, фото Ларисы БОЖКО