Связано это с тем, что у председателя истекли полномочия, а значит, все подписанные им документы, в том числе и на право юристов палаты представлять интересы граждан в суде, являются нелегитимными
Если это будет доказано в суде, то все решения по делам, в которых участвовали члены палаты «Зангер», могут быть отменены. Это очень серьезный прецедент.
До недавнего времени в Специализированном межрайонном экономическом суде Костанайской области рассматривался иск одного из юристов к палате юридических консультантов «Зангер», в которой специалист состояла. Юрист была исключена по жалобе одного из своих клиентов.
Несогласие с данным решением — это один момент. Второй, и более важный, — председатель палаты Даурен Рахаделов, уверен юрист, уже год не имеет законных полномочий на подпись каких-либо документов, так как, согласно уставу палаты, уже не является ее главой.
Об этом юрист говорила в суде, аргументировав свою позицию следующим образом:
26 февраля 2021 года состоялось общее собрание палаты, на котором председателем был избран Даурен Рахаделов. В соответствии с пунктом 44 устава палаты «Зангер» , председатель является высшим должностным лицом, возглавляет исполнительный орган и несет персональную ответственность за его деятельность в течение всего финансового года.
В этом же пункте сказано, что председатель палаты избирается общим собранием сроком на два года, с правом переизбрания один раз на тот же срок.
— Исходя из того, что Даурен Рахаделов был избран председателем общим собранием палаты 26 февраля 2021 года, а иного собрания о переизбрании его на следующий срок в палате не проходило, его полномочия как председателя закончились 27 февраля 2023 года, таким образом, все последующие внесенные Рахаделовым постановления и принятые решения являются незаконными, — считает юрист. — В ходе судебного разбирательства стало известно, что палата не проводила общее собрание по вопросу избрания нового председателя в связи с истечением срока полномочий Рахаделова.
— Зная, что у него закончились полномочия, Рахаделов выдает справки, подписывает финансовые документы. Он находится в этой графе формально, но фактическим председателем уже не является, — комментирует ситуацию адвокат Лимара Сергазина. — Получается, что члены палаты «Зангер» с 27 февраля 2023 года представляют интересы простых граждан в судах, не имея на то полномочий. Теперь любой из участников тех процессов, который захочет оспорить решение суда, сможет с легкостью это сделать. Просто подаст в вышестоящую инстанцию жалобу с формулировкой: «Решение суда подлежит отмене, поскольку представитель не имел полномочий, они не подтверждены». И тогда 100% последует отмена решения. Дело отправят на новое расмотрение, людям придется все проходить с начала. Только представьте, сколько решений может быть оспорено. В палате более 100 юристов.
Данный иск рассматривала судья Гульжаухар Жараспаева несколько месяцев. Вопрос о председателе на процессе также разбирался.
— Я заявила об отсутствии полномочий у ответчика, то есть у господина Рахаделова, и попросила предоставить мне доказательства обратного. Однако суд, посовещавшись на месте, вынес устное определение со своим решением о пролонгации полномочий Рахаделова без наличия изменений в действующем законодательстве и отсутствия внесения изменений в устав палаты, — недоумевает адвокат Лимара Сергазина. — Но у нас закон не предусматривает, чтобы судьи могли это делать.
Еще более интересно, что спустя 3 месяца после принятия дела к производству, когда стороны уже почти подошли к прениям, судья Жараспаева возвратила иск юристу в связи с нарушением правил подсудности при его подаче и заявила о направлении дела в городской суд. Почему это было сделано так поздно?
— Мы считаем это ошибкой или намеренным действием, поскольку экономический суд рассматривает споры между физлицами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность, а именно этим и занимается моя клиентка, и юридическими лицами, к которым относится палата «Зангер», — разъясняет Лимара Сергазина. — Судья ссылается именно на эту норму, но при этом говорит, что данный иск им неподсуден. Хочу подчеркнуть, что мы отправляли иск в два других суда, в том числе городской, где нам ответили, что его должен рассматривать именно экономический суд. Что вообще происходит? Мы уже обратились в областной суд, чтобы он поставил точку в этом вопросе. Мы и так потратили больше трех месяцев на процесс, сколько это еще может длиться?
Что о данной ситуации думает сам Даурен Рахаделов? Корреспонденту ИА «ТоболИнфо» он сказал, что все еще является председателем палаты «Зангер».
— Суд ведь установил, что сегодня председателем палаты являюсь я, нового не избирали. Переизбрание производится в случае, если такой вопрос ставится палатой. Если ссылаться на Трудовой кодекс, там есть норма: если переизбрание не происходило, то должность сохраняется, — считает Даурен Рахаделов.
При этом Лимара Сергазина утверждает, что трудовой договор должен соответствовать уставу, в котором четко прописаны сроки нахождения председателя в должности.
— Об этой ситуации моя клиентка сообщала в департамент юстиции, но на обращение никак не отреагировали, — констатирует Сергазина.
На наш запрос в указанном ведомстве ответили, что в деятельность саморегулируемых организаций вмешательство со стороны госорганов недопустимо, при этом «установлен контроль в сфере оказания юридической помощи за деятельностью палат юридических консультантов, который производится путем проведения проверок и профилактического контроля».
Предоставлял ли Даурен Рахаделов в департамент выписку из протокола общего собрания для продления своих полномочий? И обязан ли он вообще это делать, согласно закону?
— Для продления своих полномочий Рахаделовым выписка из протокола общего собрания в департамент юстиции Костанайской области не предоставлялась. Изменения и дополнения в регистрационные данные юридического лица вносятся при изменении руководителя и носят уведомительный порядок. Таким образом, закон не обязывает предоставлять в регистрирующий орган документы, подтверждающие продление полномочий руководителя юридического лица, — заключили в департаменте юстиции.
Мы спросили у госоргана, обращались ли к нему с сообщениями об указанной проблеме юристы и была ли реакция со стороны департамента. Также поинтересовались, предусмотрена ли ответственность за «просрочку» должности и могут ли быть отменены все решения суда из-за нелегитимности председателя. Однако департамент юстиции ушел от ответов, сославшись на то, что в этой ситуации сейчас разбирается суд.
— Департамент не может принять какие-либо меры по вашему обращению, так как обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами, — заключили в департаменте.
Главный вопрос, которым сейчас задается истец: как юристы могут блюсти законность и защищать права людей, если сами не в силах добиться того же для себя?
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора