27 октября в пространстве Solaris Lab прошли занятия «Кочевой школы», организованной Центром Льва Гумилёва, проектом «Зов Земли» и Движением «Новые Скифы». «Кочевая школа» превратилась сначала в этнотренинг, а потом в великолепный фестиваль этномузыки.
Solaris Lab — это несколько уровней модных помещений, увенчанных геокуполом на крыше старого особняка. С него как на ладони видно старый Питер. Конечно же в таком творческом пространстве позитивно и приятно закатывать пятничные вечера.
А открыли вечер прекрасные руководительницы Проекта «Зов Земли» Алина Бакирова и Анастасия Гринцевич. Они рассказали, как о своём интереснейшем проекте, пропагандирующем в северной столице культуру кочевых народов, так и о давней заветной мечте — установить в сердце Петербурга кочевую юрту. Как штаб большого творческого проекта.
Девушки представили ансамбль «Ейгунычвын» с Камчатки.
Название «Ейгунычвын» в переводе, кстати, означает — «Школьные годы». Надо понимать — «кочевые школьные годы»!
Национальная программа ансамбля идет под живое вокальное сопровождение, в танцевальных номерах используются музыкальные традиции коренных народов Севера: звукоподрожание зверям, птицам, игра на бубне, перезвон колокольчиков, звучание варгана и шумовых инструментов, выполненных из рогов и копыт оленей.
Артисты ансамбля исполняют родовые мелодии, песни на языках коренных народов Севера. Особенно удались «кочевым школьникам» танцы оленя. Флаг Движения «Новых скифов» с древней руной «Сака-оленя» посредине был более чем уместен. Словно потомки оленеводов его с собой принесли.
А для полного попадания в пространство аутентичного кочевания, устроители Школы подготовили для слушателей гастрономические комплименты.
В баре наливали солёный калмыцкий чай, а все желающие могли попробовать сытные бурятские буузы, вылепленные вручную по традиционным рецептам, с использованием только натуральных продуктов!
И уже потом, подкрепившись, пора пройти краткий курс кочевника.
Сами занятия «Кочевой школы» открыл директор Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин, который поведал о том, что предки любого человека изначально были кочевниками, что кочевники основали множество известных исторических династий. В этом плане примечательна история скифа Анахарсиса. Он прибыл во времена Солона в Афины, где встречался с самими Солоном и позже путешествовал по другим греческим городам. Там он прославился как мудрец, философ и сторонник умеренности во всём, его причисляли к семи мудрецам и ему приписывались многие крылатые изречения и изобретения вроде якоря, новой модели гончарного круга и паруса. Для лектора это был образец кочевника, живущего в гармонии с евразийскими ритмами, описанными еще Гумилевым, и обогатившего мир Эллады евразийским историческим содержанием
Павел рассказал о номадическом космосе, о кочевой любви и поэзии, происходящих от ритмов бега ездовых животных, об особых, тонких взаимоотношениях Номада и его Пространства.
Зарифуллин заметил, что если философский Сверхчеловек и был в истории людей, то проявился он именно в фигуре Кочевника. Номада, приручившего Лошадей и построившего боевую колесницу и корабль. Номада, воплотившего в себе Мобильность и Движение. Номада, открывшего тайну «звериного стиля». Он обрёл Совершенство, стал большим, чем он сам.
Выступление Павла сменилось презентацией словаря, вобравшего в себя 7000 ненецких имен. Мать Гали Яптик, дизайнера, которая презентовала словарь, Яптик Елизавета Сэроковна работала в ЗАГСе, где регулярно сталкивалась с тем, как искажаются ненецкие имена при оформлении документов.
Это побудило ее написать словарь, который бы внес ясность в понимании имен собственных и раскрывал этимологию. Ее дочь рассказала о том интересе, с каким встретили эту работу ненцы.
В советское время личные имена стандартизировались и писались по русской традиции, утрачивая народную форму и начертание. Имя, означающее «отец Гали» мог запросто стать фамильным именем и передаваться матери Гали, брату Гали, самой Гали и т.д. с утратой смысла традиции именования. Она постаралась исправить это упущение и вернуть ненецкому народу традиции выбора и обозначения имен.
Сама же Галя Яптик, дизайнер, провела презентацию коллекции своих потрясающих платьев, выполненных в традиции ненецкого народа, которые выглядели весьма современно и модно.
Можно было не только полюбоваться на это чудо, но и померить и даже приобрести настоящие ненецкие платья Сянда.
После этого началось выступление Виталия Трофимова-Трофимова, редактора портала «Центр Льва Гумилёва», который рассказал почему именно кочевники были особо восприимчивы к мистическому опыту и известны своими инновациями.
Оседлые народы живут в пространстве принципиальной определенности, в котором все поименовано и в котором невозможно представить ничего, для чего нет подходящего слова.
Любое творчество в таком пространстве будет лишь вариацией на тему уже и так изобретенного или смешением уже существующих вещей.
Кочевник же имеет дело с принципиальной неопределенностью, туманом реального, который позволяет быть открытым к миру и его свету. Он получает все ранее неосвоенное человечеством из первоисточника, поэтому и изобретает штаны, якорь и седло, в то время как оседлые народы застывают в своих формах.
Следом великолепный Дорджик Болдырев представил культуру Республики Калмыкии и продемонстрировал вместе со своими друзьями калмыцкий народный танец!
Калмыцкие танцы достаточно разнообразные и, зачастую, чтобы их исполнить необходимо высокое мастерство — множество стремительных прыжков не каждому под силу.
Танцы также раскрывают летопись своего народа, историю его жизни. Так, воинственный танец «Далвлгын», например, танцы с подражанием животным и птицам, обрядовые танцы, а танец «Чичрдг» очень интересен, так как основным движением является тряска всего тела до кончиков пальцев в самом прямом смысле слова
Подражание животным и знаменитый «звериный стиль» использовала в своём этнотренинге эксперт Центра Льва Гумилёва Наталья Луковникова. Она разделила зрителей на команды, верные древним тотемам. Так на наших глазах из питерских горожан нежданно «проступили» «волки», «лошади», «ящерицы» и «олени». И даже один гражданин — «морской скат».
Все команды активно формировали и презентовали своё новое (или очень старое) мировоззрение, соответствующее качествам тотемных зверей.
Волчья верность, ритмы коней и язык и бубенцы оленей — всё пошло в ход. Дальше команды должны были изобразить свой ритуал, отдельно для хищников, отдельно для травоядных и пресмыкающихся. Это дело многих так захватило, что они условились и дальше звериные обряды поддерживать.
Например, просыпаться, поднимая пальцы, как рожки сохатого — навстречу новому дню!
Получив бездну тотемных позитивных энергий, слушатели «Кочевой школы» подключились к музыкальным трансам Театра Шаманского Бубна.
В своём творчестве коллектив использует множество аудиальных приёмов c помощью голоса и разнообразных инструментов, основными из которых являются бубны и варганы.
Своими песнями, артисты погружают аудиторию в мир, где царит Природа, где духи – помощники, приняв архетипичный вид, ведут каждого человека к неизведанному.
Многие слушатели подключились к игре, брали инструменты и вливались вместе Театром Шаманского Бубна в единое пространство звука!
А дальше в «Кочевой школе» были невероятные девушки из ансабля «Энер», ради них многие и пришли, чтобы только ими полюбоваться!
Ансамбль представляет уникальную культуру северных народов. Это чукотско-эскимосская пластика движений, горловое пение, звукоподражание животным под ритмы бубна. Выросшие в трудных климатических условиях, студенты впитали древнюю культуру своих предков. В их программе любовь к бескрайним просторам чукотской тундры и мощи северных морей. В танце рассказывают о лирических отношениях между мужским и женским началом или наоборот об охоте. Танцы, песни, обряды – все это истории о том, как жили на протяжении тысячелетий оленеводы и морские охотники на берегах Чукотского моря.
Ну а закрывал вечер — уникальный дуэт «Алтан Орд». Баттулга Вандиндордж и Горочин Сачираа своим пением и игрой выражают саму суть бескрайних степей и величественных гор, это абсолютно невероятное аутентичное ощущение.
Слушатели воистину наслаждались звуками народных музыкальных инструментов, имитирующих звуки природы, а также искусной техникой горлового пения. Выступления «Алтан Орд» перенесло участников «Кочевой школы» в иное пространство, даже в иное время…
В конце концов все переместились в верхний стеклянный купол, олицетворяющий собою, в нашем случае, искомую кочевую хрустальную юрту.
Отменный вид на питерские ночные огни и изысканные восточные чаи и травы, завершили вечер, собрав волшебную энергию праздника в световую сферу геокупола. Между ночным небом и далёкой землёй, между изысканной музыкой и пророческим словом пролетела, как одно мгновение петербургская «Школа кочевника».
Счастливые слушатели благодарили организаторов из Центра Гумилёва и «Зова Земли».
Такого праздника они не видели давно.
А «Кочевая школа» отправляется дальше. В Москву, на Аму-Дарью, в Сибирь, в бесконечную Евразию. Путешествие продолжается!