Норма об уголовной ответственности за пропаганду «нетрадиционных сексуальных отношений» «исчезла» из сравнительной таблицы сопутствующего проекта закона «О масс-медиа», сообщила член рабочей группы по законопроекту, юрист Гульмира Биржанова. По ее словам, во время обсуждения предложений по проекту участникам заседания представили другую таблицу, где этой поправки уже не было, передает kz.kursiv.media
Контекст. Утром 10 апреля СМИ сообщили, что депутаты Едил Жанбыршин и Самат Мусабаев предложили дополнить статью 174 УК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни» нормой о пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений. Об этих изменениях стало известно из сравнительной таблицы к сопутствующему законопроекту «О масс-медиа».
Но на заседании рабочей группы, которое началось в 16:30, этой нормы среди предложенных уже не было. А несколькими часами ранее сравнительную таблицу удалили из чата рабочей группы в мессенджере.
«Сравнительную таблицу с этой поправкой удалили из чата рабочей группы, а на самом заседании появилась новая, где этой нормы уже не было. В конце встречи руководитель группы сказал, что на этом этапе все работы по законопроекту закончены и проект направляется на второе чтение. Я спросила о поправке, которая появились утром по статье 174 УК РК, но четкого ответа не получила. Что ее не приняли — такого в ответе я тоже не услышала, поэтому ситуация по ней пока остается неясной», — рассказала Биржанова «Курсиву».
По ее словам, отсутствие этой поправки в новой таблице «не говорит о том, что можно расслабиться», потому что норма «о запрете пропаганды ЛГБТ в СМИ» осталась в основном законе, который сейчас находится на рассмотрении в правительстве.
«У законодательных поправок есть три статуса оценки — принята, отклонена или находится на доработке. Сейчас получается, что она не отклонена, но и не была принята, то есть это не говорит о том, что она потом во втором чтении не появится в основном законе», — добавила юрист.
Как обоснование к предлагаемой поправке мажилисмены отмечали, что «для казахстанского общества традиционная семья — это союз мужчины и женщины, это их дети (в том числе и усыновленные). Поэтому необходимо запретить «пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений».
За неделю до этого, депутаты Асхат Аймагамбетов и Жанарбек Ашимжанов предложили в рамках основного законопроекта запретить СМИ «писать о представителях ЛГБТ» под угрозой закрытия. Они добавили «пропаганду нетрадиционной сексуальной ориентации» в список оснований для закрытия СМИ. Тем самым, приравняв ее к пропаганде или агитации культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства.
«Мы знаем, откуда это идет». Почему юрист раскритиковала предложение депутатов
Гульмира Биржанова считает, что эти изменения нарушают права человека и негативно отразятся на международном имидже Казахстана.
«У самого понятие «пропаганда» в Казахстане широкая трактовка, то есть это уже не только закон о СМИ, который регулирует деятельность журналистов — под Уголовный кодекс (УК) может попасть все что угодно. Мы считаем, что это абсолютно неправильно и такой нормы не должно быть. УК — это достаточно серьезный документ, который охватит не только публикации в СМИ, а в целом распространение информации в любом виде и везде, в том числе через соцсети, WhatsApp и другие мессенджеры», — поделилась она.
Юрист отметила, что статья 174 УК «Разжигание социальной, национальной, родовой, расовой, сословной или религиозной розни», которую мажилисмены предлагают изменить, относится к «экстремистским». В действующей редакции за нарушение части 1 этой статьи грозит штраф от двух до семи тысяч МРП (7,4-25,8 млн тенге) либо лишение/ограничение свободы на срок от 2 до 7 лет. По части 2 — от пяти до 10 лет лишение свободы, по части 3 — от 20 до 25 лет тюрьмы.
«К тому же практика по этой статье не очень хорошая — она обычно используется, когда нужно привлечь к ответственности блогеров, активистов и так далее. И с учетом этого я опасаюсь, что со стороны правоохранительных и госорганов, возможно, будет какое-то злоупотребление этой нормой», — добавила Биржанова.
По ее мнению, для внесения подобных изменений в УК РК нужны четкие причины и обоснования, так как это достаточно серьезное изменение.
«Мы знаем, откуда это идет. Понятно, что это опыт соседней страны, где это в разном виде работает уже несколько лет (речь идет о России — прим. ред). И появление этих норм для Казахстана определенный откат назад, тем более в Уголовном кодексе, потому что наша Конституция соблюдает права человека в целом и не делит людей по их ориентации. Есть такая процедура, когда депутаты направляют поправки на согласование с правительством, поэтому мы, возможно, будем поднимать вопрос о том, чтобы правительство тоже дало свое заключение», — подчеркнула член рабочей группы по законопроекту.
Иллюстративное фото Margaux Bellott