Инвесторы из Центральной Азии заинтересованы в том, чтобы покупать франшизы казахстанских компаний и строить бизнес на основе их успешных моделей. Об этом «Курсиву» рассказала председатель Центрально-Азиатской ассоциации франчайзинга Гульбану Майгарина.
«Уже достаточно много казахстанских компаний имеют франшизы в странах Центральной Азии. Один из примеров – рестораны «Ланчжоу», их франшизы есть в пяти странах, в том числе в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Больше всего франшиз казахстанских компаний представлено в Узбекистане и в России», – отметила Гульбану Майгарина.
22 мая в Астане проходил международный съезд Тюркских ассоциаций франчайзинга. Представители из Азербайджана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана приехали в столицу, чтобы подписать меморандум о сотрудничестве и помочь друг другу привлечь новых инвесторов.
«Страны Тюркского мира очень сильно заинтересованы в Казахстане, поэтому они сегодня приехали к нам. Мы динамично развиваемся, где-то с нас они берут пример», – заметила Майгарина.
По ее словам, на ретейл и общественное питание приходится 55% всех франшиз. Точной статистики о том, сколько казахстанских компаний имеют франшизы за рубежом, нет, потому что рынок франчайзинга в Казахстане сегодня никак не регламентируется.
«В Казпатенте у нас зарегистрировано всего лишь 2,8 тыс. договоров франшиз. Но вы же понимаете, что на самом деле их гораздо больше. Только 900 из этого числа приходится на лаборатории «Олимп», а остальное – маленькая цифра. Это происходит, потому что предприниматели не регистрируют свои договоры франшиз. В таком случае они не имеют юридической силы. Их не примут в суде на рассмотрение. В первую очередь в этом должен быть заинтересован инвестор», – пояснила Гульбану Майгарина.
Сегодня стать франчайзером может любой предприниматель – он может привлекательно представить свою бизнес-модель и начать ее продавать. По словам Майгариной, это никак не запрещено законом, хотя на деле так работать не должно.
«Бизнес-модель в любом случае должна проходить проверку – она должна быть интересной и финансово успешной. Ее нужно правильно уметь упаковать в франчайзинговый пакет. Должна быть управляющая компания, которая будет сопровождать весь процесс. Должен быть единый стандарт и обязательное обучение команды. Только тогда можно запускать франшизы», – рассказала Майгарина.
Сегодня франчайзер не несет никаких обязательств перед партнерами, поэтому инвесторы сильно рискуют. Они могут купить франшизу, которая в будущем окажется неуспешной. Такой подход отличается от практики в других странах. Например, в США франчайзер платит большой штраф, если он не сопровождает инвестора или не оказывает ему услуги в полном объеме. Все эти вопросы упираются в законодательство о франчайзинге, которое, по словам Майгариной, не менялось в Казахстане еще с 2002 года.
«Мы планируем создать единую платформу, на которой будут размещены все самые интересные франшизы. Прежде чем на эту платформу попасть, компании будут проходить полную проверку. Также мы планируем создать реестр добросовестных франчайзеров. Мы хотим, чтобы инвестор понимал, у кого можно купить франшизу, в какой бизнес инвестировать и что ему в принципе обязан предоставить франчайзер», – отметила Майгарина.
Франчайзинг – это вид отношений, когда одна сторона (франчайзер) продает другой (франчайзи) за плату право на определенный вид предпринимательства, используя уже разработанную бизнес-модель его ведения.
Коллаж kursiv.media, бильд-редактор: Артур Алескеров