Проблему обсудили в Палате предпринимателей в минувший вторник
Недавно министр транспорта Марат Карабаев предложил ограничить поездки такси до 50 км, чтобы повысить «популярность» междугородних автобусов. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию, преимущественно негативную. Однако власти считают, что это поможет в борьбе с нелегальными перевозчиками и повысит безопасность на дорогах, так как ДТП чаще всего происходят именно с такси.
Что об этом думают костанайские перевозчики? Вопрос обсудили на отраслевом совете в Палате предпринимателей Костанайской области.
По данным департамента полиции региона, за месяц к административной ответственности за нарушение занятия предпринимательской деятельностью привлечен 71 перевозчик. Эти факты приводят в доказательство, что в этой сфере надо наводить порядок. Но какой ценой?
Алдан Менкеев
— Автобусы ничем не хуже «Индрайвера», но есть конкурентная среда. Почему я не сяду на автобус, а поеду на машине? Потому что на автобусе я буду ехать дольше, — отмечает руководитель ИП «ASIA TRANS», участник заседания Алдан Менкеев. — Людям в наше время нужна скорость. Еще многие вынуждены пользоваться услугами нелегальных перевозчиков, потому что нет альтернативы. Мы сами их вынуждаем. Почему на Кокшетау нет автобуса? Почему на Актобе нет автобуса? Давайте сначала создадим условия для граждан, запустим автобусы, а потом будем говорить об ограничениях. А то получается, что мы и автобусы не пускаем, и хотим с «Индрайвером» бороться.
Председатель Ассоциации предприятий пассажирского транспорта Костанайской области Алексей Бойченко считает, что сегодня ни в один районный центр региона не ходит автобус, так как маршруты не субсидируют. Пока не будет господдержки, система не заработает, уверен Бойченко.
Алексей Бойченко (слева) и Роберт Юсупов (справа)
С ним категорически не согласился Алдан Менкеев.
— Понимаете, пассажирские перевозки — это бизнес. А бизнес всегда сопряжен с рисками. У нас ни один субъект бизнеса так не ждет субсидий от государства, как перевозчики. А если каждый предприниматель так будет ждать? Карман у государства не резиновый, и вообще это деньги налогоплательщиков, — высказался Менкеев. — На сколько парк автобусов вырос за последний год? На 30-40%? Это как раз говорит о спаде перевозок, так как люди стали сами передвигаться. Сейчас сказали, что четыре года назад автобусы на Астану убрали. Но мы хотим бороться с нелегальными перевозчиками. Это ведь не значит, что вы запустите автобусы по этому маршруту, верно? При этом, если взять ж/д перевозки, то там всегда вагоны полные, мест не хватает. Может, мы тогда лучше количество вагонов увеличим, чтобы бороться с нелегалами?
— Нет, мы сейчас рассматриваем перевозки, которые осуществляются по маршрутам Костанай-Челябинск, Костанай-Екатеринбург, — вмешался начальник отдела сопровождения проектов Палаты предпринимателей Роберт Юсупов.
— А почему мы беремся только за два направления? Давайте обо всех маршрутах и обо всех перевозчиках говорить, — недоумевал Алдан Менкеев.
Небольшую ясность внес представитель налоговой службы: сейчас «Индрайвер» и «Яндекс» считаются легальными сервисами и перевозчиками. Но были вопросы по сайтам, российским, через которые люди покупают билеты от Костаная до Челябинска, например.
— Мы направляли запросы российской стороне, нам ответили, что это все ИП, то есть официально предприниматели, — пояснил представитель ДГД. — Здесь с нашей стороны вопросов нет.
Тем не менее у местных бизнесменов все-таки есть претензии к таким перевозчикам.
— Во-первых, билеты эти продают в рублях, хотя выезд из Костаная. Юридический адрес, откуда забирают машины, указывают мой — ул. Карбышева, 131, — подчеркивает директор ТОО «Автовокзал Саяхат» Ольга Терехова. — Но забирает людей другой перевозчик, не наши автобусы. Мы часто видим пассажиров с этими билетами. Разве это правомерно?
Представитель ДГД заметил, что в билетах указан лишь адрес «забора», откуда забирают людей, в этом ничего незаконного нет.
Почему еще пассажиры выбирают «бусики»? Как правило, они довозят до точки назначения, до дома, до подъезда, а не до автовокзала. Это тоже весомый момент.
Председатель подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок Президиума НПП РК «Атамекен» Сабит Аманбаев констатировал, что из-за деятельности нелегальных перевозчиков, к примеру, в Караганде были закрыты 18 рейсов междугородних перевозок.
— Люди ездят на такси, но не знают, в каком состоянии находятся эти машины, сам водитель, спал ли он, поэтому мы на первом месте по смертности на дорогах в Евразии, — подчеркнул Аманбаев. — С 2010 года у нас работают крупные агрегаторы, такие, как «Яндекс» и «Индрайвер», всего их 15, но в Казахстане до сих пор нет нормативно-правовых актов, которые бы регулировали их деятельность. Местечковые только, чтобы налогами облагать, но они не приносят результата и эффективности. Я считаю, что все-таки нашему обществу нужна не скорость, а безопасность.
Решит ли проблему предлагаемый запрет для таксистов? Роберт Юсупов напомнил, что в ряде регионов уже пришли к единому мнению: эта инициатива явно принесет больше вреда, чем пользы, потому что в таком случае добросовестные перевозчики не смогут в полной мере реализовывать свои возможности, а на недобросовестных это едва ли скажется. Они как ездили, так и будут ездить.
Алдан Менкеев и вовсе уверен, что такая норма никогда не пройдет согласование в органах юстиции, поскольку прямо ограничивает предпринимательскую деятельность.
— Не в расстоянии нужно искать проблему, — заявил Менкеев, имея в виду обозначенные 50 км. — Пока каждый человек в нашей стране не поймет, где и с кем ездить опасно, ничего не изменится. Необходимо информировать население, что каждый имеет право спросить как минимум водительское удостоверение, страховку, в том числе и для пассажира. Знайте, что если с вами что-то случится, то вам никто ничего не возместит.
Отметим, что указанный законопроект о 50 км уже прошел мажилис и ждет рассмотрения в сенате.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото пресс-службы Палаты предпринимателей