В Казахстане свыше 27 тысяч детей-сирот и оставшихся без попечения. Из них более 21 тысячи (это 75%) проживают в семьях под опекой и патронатом. Остальные воспитываются в 140 организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти цифры в октябре озвучил и.о. председателя Комитета по защите прав детей Министерства образования и науки РК Ержан Ерсаинов на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.
Однако усыновить ребёнка в Казахстане непросто. Необходимо оформить множество бумаг, встать в очередь и пройти через бюрократические проволочки. Понятно, что органы опеки не отдадут малыша кому попало. Однако есть те, кто считает, что препятствия на пути ребёнка в новую семью часто создаются искусственно. Informburo.kz рассказывает о том, с какими трудностями сталкиваются люди, желающие усыновить детей, почему они в социальных сетях ищут матерей, готовых отказаться от младенцев, и сколько стоит ребёнок в Казахстане.
Дел нет, а практика есть
Тем, кто не хочет ждать ребёнка годами, предлагают другие методы. Ускорить процесс усыновления можно за деньги, рассказал Informburo.kz юрист-волонтёр Добровольного общества милосердия (ДОМ) Юрий Юрин. Средняя цена за ребёнка – 5-7 тысяч долларов. Мальчики стоят дороже, выбор европейской или азиатской внешности – ещё пара тысяч сверху.
«Эти суммы из практики. Уголовных дел нет, а практика есть, к сожалению, – рассказывает Юрий Юрин. – Об этих суммах мы узнали от людей. Для иностранцев цены доходят и до 100 тысяч долларов. Люди обращались с заявлениями о том, что в ювенальных судах с них вымогают деньги. Если всё по закону, и документы в порядке, то пять тысяч долларов. По одному из таких случаев мы уже довели дело до получения меченых денег. И тут пара отказалась от претензий, сказав: «Нам ещё тут жить». Люди боятся».
Платят за положительное решение об усыновлении. Но есть и более радикальный вариант: забрать ребёнка-отказника прямо из роддома, оформив свидетельство о рождении сразу на новых родителей. В Алматы такой бизнес, как выяснилось, процветал, на него работала большая группа людей.
5 июля прошлого года в Алматы огласили приговор 32 фигурантам дела о продаже 28 младенцев. Среди них были сотрудники алматинского роддома и усыновители. Покупателей детей освободили от уголовной ответственности за деятельное раскаяние.
Куплю ребёнка
Гульмира Саутова ранее рассказывала в интервью Informburo.kz, что не знала о том, каким способом ей достался сын. Она лишь хотела воспитывать ребёнка и очень опасалась, что после суда его отберут.
«Всё делал мой муж, я даже не знала, сколько там денег было в пачке, – говорила Гульмира. – Потом мы поехали и забрали ребёнка, это был мальчик».
Гульмире удалось добиться того, чтобы ребёнок остался с ней. Она уже успела расстаться с супругом. Теперь, несмотря на материальные сложности, она старается дать мальчику всё необходимое.
«Мальчику будет шесть лет, я уже четыре года воспитываю его одна. Он скоро пойдёт в школу. Я рада, что сын со мной остался. Это мой сын. Усыновить ребёнка у нас непросто. Я столкнулась с этими сложностями», – говорит Гульмира Саутова.
Сегодня ребёнка как товар можно найти в интернете. Есть группы в социальных сетях, где беременные девушки предлагают отдать неродившегося ребёнка в хорошие руки. Конечно, никто открыто не пишет, несёт ли сделка коммерческий характер. Но условия можно выяснить, если написать личное сообщение. Есть и посредники, которые зарабатывают на том, что помогают найти усыновителей.
К примеру, 7 ноября на одном из форумов мужчина из Казахстана разместил объявление о том, что ищет девушку, готовую отказаться от ребёнка.
На его предложение в комментариях тут же откликнулся некто под ником Любовь и предложил посреднические услуги. Мы написали Любови личное сообщение и она рассказала нам, на каких условиях осуществляется продажа детей. Вот текст нашей переписки.
На форумах есть и посредники, которые помогают найти усыновителей. Встречаются оригинальные объявления типа: «Я имитирую беременность! Срочно! Нужен ребёнок!». Но чаще всего ищут либо отказников, либо приёмных родителей.
Впервые в Казахстане
Если мать отказывается от ребёнка в роддоме, то он ещё около месяца находится в медучреждении. Органы опеки передают его в Дом малютки. Малыша заносят в специальную базу данных для усыновителей. После этого, возможно, он попадёт в семью.
«На самом деле районные отделы образования ничего не делают. Сколько фактов обнаружения детей на дорогах, на помойках. Они обязаны устроить ребёнка в семью, но это не делается. Просто в книгу областного учёта записывают», – прокомментировал Юрий Юрин.
На прошлой неделе в Казахстане впервые удалось, что называется, победить систему. Отказника отдали в семью сразу же после рождения, без всякой бюрократии и бесплатно. Прокуратура Талгарского района вынесла соответствующее постановление.
В родильном отделении Алматинской многопрофильной клинической больницы родился мальчик, мать отказалась от него, сообщив, что отец ребёнка накануне бросил её. Прокуратура настояла, чтобы ребёнка в кратчайшие сроки передали в семью, которая давно стоит в очереди на усыновление. Кстати, именно с этой больницей и связан скандал с продажей детей.
«После родов мама написала заявление о том, что отказывается от ребёнка, – объяснил главврач медучреждения Жумахан Молдакулов. – Наши сотрудники проводили переговоры, но она категорически отказалась. Состояние ребёнка стабильное, все показатели в пределах нормы. Проводятся все меры для передачи ребёнка в семью. В среднем после рождения такие дети находятся у нас 30 суток до передачи в органы опеки. Наша больница не имеет права передавать ребёнка в Дом малютки или в семью, эти вопросы решают органы опеки».
Жанар, вытирая слёзы счастья, рассказала, как долго она ждала пополнения в семье. Они с супругом уже не надеялись, что их очередь когда-нибудь подойдёт.
«Мы с мужем девять лет не могли завести ребёнка, – говорит Жанар. – Ничего не получалось. Решили усыновить. Два года уже стоим в очереди на усыновление. Вот наконец-то дождались. Я ещё не видела этого ребёнка, но уже люблю его всем сердцем».
В прокуратуре Талгарского района говорят, что собираются продолжить практику ускоренного оформления опеки для детей, по какой-либо причине оставшихся без опеки биологических родителей.
«Система сопротивляется, – утверждает в противовес прокуратуре Юрий Юрин. – Система паразитирует на детях. В прошлом году на коллегии областной прокуратуры был озвучен факт, когда сотрудница детдома пропускала ночное кормление, чтобы эту несчастную детскую смесь утащить домой. На каждого ребёнка из бюджета выделяется по два миллиона тенге в среднем в год. Эти деньги разворовываются в наглую, есть материалы прокурорских проверок. Такое чувство, что вся система детских домов заточена на то, чтобы помешать людям усыновлять детей».