Местные жители считают, что бизнес в погоне за добычей золота уже не видит людей, чья жизнь с каждым годом ухудшается
Проблему экологического состояния Житикары подняли на встрече с руководителем профильного министерства Ерланом Нысанбаевым 27 сентября.
Первой со своей проблемой выступила Алмагуль Омарова из Житикары. Она является председателем ОО «Алтын Журек», которое работает с особенными детьми и взрослыми.
— У нас в городе ведется много разработок полезных ископаемых, из-за этого у нас высокий процент смертности, заболеваемости, детской инвалидности, — высказалась Алмагуль Омарова. — В основном дети у нас с ментальными нарушениями — аутизм, ДЦП. Также среди пожилых распространена деменция. Я сама воспитываю ребенка-аутиста. Все гиганты — АО «Костанайские минералы», «Полиметалл» — ведут добычу варварскими методами, сливают свои стоки в природные источники. Наш регион уже нужно признавать зоной экологического бедствия. Все к этому идет. У нас в Житикаре продолжительность жизни 67 лет, когда по области — 74 года. Рост детской инвалидности у нас за 5 лет составил 34%.
Также Омарова напомнила, что в черте с. Пригородное Житикаринского района взорвали элеватор и ведут разведку новых месторождений.
Министр Ерлан Нысанбаев на это ответил, что порядка 80 предприятий относятся к 1 категории загрязнения, в том числе и вышеупомянутые гиганты, за которыми власти пристально наблюдают.
— У нас есть данные по стационарным пунктам наблюдения, мы видим, что фиксируется уровень повышения диоксида серы, а это основной загрязнитель, — пояснил министр экологии. — По всем компаниям проводится работа по контролю.
Его ответ дополнил и.о. руководителя департамента экологии Костанайской области Куаныш Елеусенов.
— Мы ежеквартально проводим плановый мониторинг, плановые проверки в отношении данных предприятий. По воде есть превышения. К нам недавно поступало обращение, мы выезжали на отборы проб. Но превышений именно от предприятий не выявлено, это все металлоносность самой земли, — уточнил Елеусенов.
Что касается разработок в Пригородном, отметил министр, то будущее очередного карьера будет зависеть от решения местного сообщества.
— Разведочные работы ведутся, имеются 10 скважин глубиной 200 м, в этом году они должны быть завершены. Затем следует этап добычи, но для этого нужна проектная документация. Она проходит госэкспертизу, также обязательно нужно организовать общественные слушания. В случае, если общественность будет против, мы примем соответствующее решение, — пояснил представитель министерства экологии.
Однако приехавшие на встречу житикаринцы такому ответу не поверили.
— Если разработку планируется проводить в небольших селах вблизи Житикары, то на слушания зовут только сельчан. Людей приходит мало, и они принимают решение за всех, хотя это касается всей области. К тому же, на слушания зовут своих рабочих, они и голосуют за, — сетует Алмагуль Омарова.
Представитель экологического ОО «Ноосфера» из Житикары Виктор Безвугляк тоже говорил о том, что жизнь в их городе с каждым годом ухудшается, а появление еще одного карьера и вовсе может поставить под угрозу существования Житикары.
— У нас добывается асбест, а он ВОЗ признан опасным, только у нас еще разрешен, — высказался Виктор Безвугляк. — У нас из-за взрывов трещины в домах пошли. А если люди начнут уезжать отсюда, потому что здесь невозможно жить? Нас, получается, вытесняют? Мы фактически должны все бросить и остаться голыми. В Житикару будут только на вахту приезжать. Из-за своего карьера с золотом уже не видят людей.
Также местный активист подчеркнул, что месторождения не приносят городу никаких плюсов: инфраструктура не улучшается, благоустройство тоже.
Что на это ответил министр экологии? Он посоветовал местным жителям принимать активное участие в общественных слушаниях, потому что от этого зависит, появится ли новый карьер или нет.
Татьяна ФАЙЛЬ, фото Абиля ДОЩАНОВА