У подрядчика на руках несколько экспертиз, у управления строительства тоже, но конкретного вердикта корреспонденты «ТИ» так и не услышали
Напомним, ТОО «ПКФ «Гренада» приступило к строительству школы июле 2021 года. В декабре 2023 года ее уже должны были официально открыть, однако из-за срыва сроков подведения к учебному заведению тепла этого не произошло.
Но это, наверное, к лучшему, потому что 3 января 2024 года в спортзале школы обломилась одна из бетонных колонн, вырвала кусок стены, следом обвалилась и часть кровли.
— Мы приглашали несколько специалистов, они занимались проблемой обвала. ТОО «СтройэкспертПлюс», ООО «КНК» из Челябинска, ТОО «Лидертехстрой», «Стройдеталь», «Компания комплексной экспертизы», НАЦЭКС. Нашей вины здесь нет совершенно. Суть в чем: когда здание ушло в заморозку, с октября 2023 года, мы приостановили работы, снизили темп, все-таки надеялись, что нам тепло дадут. Мы не могли красить, белить, потому что было холодно, покрытие не ложилось. Готовность объекта была на 98%. В ноябре стало холодать еще больше, а по проекту у нас идет по зданию внутренняя ливневая канализация. То есть сверху плоская кровля, рубероидная, грубо говоря, не шатер, не шифер, не черепица. Вот с этой плоской кровли вся влага собирается в воронки, которые оборудованы в ней. Когда в них собирается вода, она уходит внутрь, проходит через техэтаж, три этажа здания, подвал и оттуда в канализацию, — рассказывает руководитель ТОО «ПКФ «Гренада» Анатолий Громченко.
Началось массовое выпадение снега, он то оттаял, то замерзал.
— Получается, вся эта ливневая канализация забилась льдом. Со стороны спортзала у нас преобладают ветра юго-западные, и эта часть набивалась снегом, который в итоге превращался в слой льда. Нагрузка росла. В этом месте еще расположены машины по дымоудалению на случай пожара, это около полутора тонн веса, и сама кровля тоже имеет вес. Авторы проекта делали его привязку к Костанайской области, но не учли наших природных климатических условий, ветровых и снеговых нагрузок и прочего. Они зачем-то самовольно удлинили колонну. Вышло, что у нас 10 колонн, которые держат кровлю спортзала, не серийные. Колонны удлинили без перерасчета диаметра арматуры и других пунктов, которые отвечают за жесткость и устойчивость. Эту колонну и передали в производство. Мы их забрали, для нас проект это как букварь, от «а» до «я» выполняем все по нему. Всеми тонкостями и правильностью документа должен был интересоваться технадзор. Любая колонна проходит испытание, сделали это или нет, я не знаю, — отметил Громченко.
По мнению экспертов, всю нагрузку как магнитом стянуло в одну точку. Ослабленная колонна, снег, лед и все остальное сложилось в обвал.
— От перегрузки колонна начала «играть», ее потянуло вниз, а поскольку укрепления внутри не было, она очень быстро сложилась и потянула за собой все остальное. По заключениям экспертов, перегрузка, которая была точечной, в одной части спортзала превысила максимально допустимую почти в 2,5 раза. Никакая деталь не могла бы выдержать ее. Исследователи рекомендовали демонтировать верхний пояс спортзала полностью вместе с колоннами совсем. Заменить их на серийные, укороченные, — объясняет подрядчик. — Беда в том, что на сегодняшний день наш заказчик, управление строительства, контакт с нами держит слабый, один раз мы вытащили специалиста, чтобы констатировать факт проведения испытаний, что есть пять экспертиз, заключение, что нашей вины нет, поэтому нужно думать, как быстро все это восстановить, хотя бы к Новому году, — продолжает Громченко.
Как говорит подрядчик, управление строительства также проводило экспертизу, но уже с другими специалистами. Чтобы узнать какой вердикт вынесли, «ТИ» обратился в ведомство с запросом. На наши вопросы:
- Проводились ли управлением исследования причины обвала стены в спортзале?
- Какие специалисты этим занимались, какое заключение было сделано?
Ответ поступил следующий:
«В январе текущего года произошло обрушение кровли в спортзале. Проведено техническое обследование и лабораторные исследования на железобетонные конструкции и металла.
На сегодняшний день проектной организацией принимается проектное решение по восстановлению конструкции кровли. После проект будет направлен на корректировку».
Ни слова о причинах. Отвечающему нам на бумаге мы позвонили с уточняющим вопросом, почему же все-таки произошел обвал кровли.
— Заключение было сделано, какое конкретно, не могу сказать, я этот объект не курировала, — сказала специалист Иманмагзумова на том конце провода.
Подрядчик в лице «ПКФ «Гренада» отмечает, что текучка кадров в ведомстве не дает нормально работать.
— Они не успевают вникать в дело и пропадают, на объекте никого нет. У нас есть еще одна проблема – нет финансирования. За прошлый год управление задолжало нам 498 млн тенге. Пеня выросла на эту сумму. У нас застолблены 126 млн, на которые в этом году уже выполнены работы. По-моему, на 25 млн тенге подписан акт на демонтаж металлоконструкции и тому прочее. Еще на 48 млн — порча ремонта из-за «заморозки» здания: порушилась кафельная плитка, покосились двери, гипсокартон, где-то покраска слезла. В общем, на восстановление после замораживания здания, — говорит Анатолий Громченко. — Еще на одном из совещаний маслихата руководитель управления строительства запрашивала у депутатов 424 млн тенге на завершение стройки в этом году. Откуда эта цифра была взята, мы не знаем, потому что с нами не обсуждалась. Мы сами проводили расчеты, выходит порядка 450 млн, после корректировки, может быть, будет больше. Я писал в генпрокуратуру и антикор, везде, где можно, чтобы понять, куда ушли запрошенные деньги. Потому что мы их не видели. Все мои стенания опять в управление строительства отправили, там отписались, что деньги вернули в бюджет.
Все эти доводы, в том числе вопросы, где 424 млн тенге, корреспонденты «ТИ» указали в запросе к управлению строительства, на что получили короткий ответ: «В сентябре проведена оплата согласно предоставленным актам выполненных работ ТОО «ПКФ ГРЕНАДА».
Как нам сообщили в управлении, сейчас ведется корректировка проекта, этим занимается ТОО «Промстройпроект». Будет ли документ готов в этом году, неизвестно, выделят ли деньги на завершение работ — тем более. Вопрос, когда в школе в мкрн «Кунай» наконец-то смогут учиться дети, остается открытым.
Полина ЦИММЕР,
фото Абиля ДОЩАНОВА и из архива «ТИ»