СМИ поделились своими лайфхаками, опытом и новыми подходами к работе
В Риге прошел международный форум «Переосмысление медиабизнеса», организатором которого выступил Центр медиаисследований Стокгольмской школы экономики (SSE Riga). Это место встречи для журналистов, редакторов, менеджеров, новаторов, цифровых экспертов из Европы, а также Центральной Азии, где они могут обменяться знаниями для дальнейшего творчества и сотрудничества. Корреспондент «ТоболИнфо» тоже приняла участие в этом мероприятии.
Как известно, после начала вторжения России в Украину большинство независимых СМИ были вынуждены покинуть РФ и Беларусь. Сейчас они работают за пределами своих стран. Многие из них являются не только иноагентами, но и признаны нежелательными организациями. Давление на центральноазиатские медиа тоже усиливается. В таких условиях журналисты, редакторы и собственники вынуждены искать новые подходы к работе.
Но главными в этой истории по-прежнему остаются читатели. СМИ работают для них и на их поддержку возлагают большие надежды, как никогда.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ
Каждая подобная конференция — это как глоток свежего воздуха: журналисты знакомятся, объединяются, делятся наболевшим, а самое главное — берут на заметку то, что можно применить в своих редакциях, адаптировать к своим условиям то, что уже опробовали коллеги. На этот раз всех воодушевило медиа из Франции. Это тот эталон, о котором мечтает, пожалуй, каждое СМИ. И в сегодняшних мировых условиях важно иметь поддержку читателей.
Французская онлайн-газета Mediapart существует уже 16 лет. Ее полностью финансируют читатели. Издание имеет 240 000 платных подписчиков.
— Мы отказались от всего. У нас нет доноров, рекламодателей, субсидий, спонсоров, поэтому никто не может влиять на наш контент, — поделилась гендиректор Mediapart Сесиль Сур. — У нашего издания нет акционеров, финансовых соглашений и кредитов. Мы работаем на исключительном взаимодействии и доверии со своими подписчиками. Для этого создан клуб читателей и блогеров, на сайте есть специальная колонка, где люди могут делиться своими мнениями. Мы приветствуем свободу комментирования, и наши журналисты отвечают читателям. Регулярно проводим встречи с аудиторией и приглашаем желающих «за кулисы» редакции. В этой истории важна прозрачность. Мы ежегодно публикуем финансовые отчеты, даем возможность читателям критиковать работу журналистов, задавать вопросы и получать ответы.
При этом Сесиль Сур отмечает, что читатели доверяют их информации, потому что она основывается только на проверенных фактах.
— Мы проверяем всю информацию, даже если это занимает много времени, и мы выпускаем материал позже, чем другие издания. А еще сообщаем нашим читателям, как проверяли материалы, — поясняет Сур. — И для медиа важно следить за реакцией на статьи, делать по ним продолжения, чтобы читатели знали, к каким результатам привела наша публикация.
Конечно, в полной мере воплотить подобную модель в жизнь не могут ни российские, ни белорусские медиа, ни мы в Казахстане. Аудитория не готова платить за контент. А российским и белорусским коллегам даже систему донатов пришлось менять под условия рынка.
Но нельзя сказать, что и у европейских медиа все гладко. Старейшая газета в мире Wiener Zeitung, основанная в 1703 году в Австрии, с июня 2023 года полностью перешла на цифровой контент. Как отметила главный редактор Катарина Шмидт, им пришлось полностью измениться.
— Мы долго боролись за подписчиков, но в итоге приняли непростое решение. И не просто закрыли печатную версию, мы начали новую главу. Пришли в TikTok и Instagram, где растущая и молодая аудитория. Наша команда до сих пор меняется и учится работать по-новому, — рассказала Катарина Шмидт.
В УСЛОВИЯХ ВОЙНЫ
Меняться приходится всем медиа. Наиболее сложно это дается российским и белорусским СМИ, которые стали неугодны в своих странах. Основной упор приходится делать на читателей, искать рекламные рынки, гранты. С последним тоже стало непросто. Большая часть грантов и поддержки направляется украинским СМИ, которым тоже пришлось трансформироваться, чтобы продолжить работу. Например, как отметила на конференции исполнительный директор украинского журнала Inker Олена Лаврук, они объединили журналистику и искусство, сделали упор на социальные комиксы, чтобы привлечь новую аудиторию. Под новые и креативные проекты легче найти доноров.
При этом небольшие латвийские, молдавские, грузинские частные и независимые медиа тоже в основном живут на гранты. Например, латвийское издание Chayka.lv работает в небольшом городе, расположенном недалеко от границы с Россией.
— У нас небольшое русскоязычное издание, в штате всего 6 человек, также привлекаем фрилансеров. Чтобы существовать, нам приходится использовать всё: гранты, коммерческую рекламу и краудфандинг, — отметила одна из основательниц издания Наталья. — Основное финансирование приносят гранты. Конечно, приходится нелегко. Иногда мы не спим, ищем новые проекты, сдаем отчеты по имеющимся. С рекламой сложнее, так как есть более крупные игроки на рынке.
Краудфандинг у латвийского издания запущен, но тоже приносит невысокие результаты.
Своим опытом в этом вопросе поделилась и Meduza. У этого издания до начала войны краудфандинг развивался неплохо. Но последние два года их бизнес-модель неоднократно рушилась.
— Мы работаем для своей аудитории и стараемся тесно с ней взаимодействовать, — отметила представитель Meduza по работе с читателями. — У нас было 10 тыс. постоянных донатеров. Но после начала войны и признания нас нежелательной организацией в России этот источник поддержки обвалился. Люди не смогли переводить нам донаты. Постепенно мы запустили контент на английском языке. И за это время нам удалось выстроить вокруг себя англоязычную аудиторию, которая стала нам помогать. Мы дорожим каждым, кто оказывает нам поддержку, отправляем письма с благодарностями. Иногда в числе первых направляем им эксклюзивный контент. Чтобы существовать в условиях сегодняшнего рынка, нужно быть динамичным, использовать разные возможности и поводы для акций. Если попадешь в нужную волну, то аудитория тебя поддержит. Но поводы живут не вечно. Как только волна стихает, уменьшается и количество людей, готовых тебе донатить.
Для покинувших страну российских СМИ сейчас непростое время. Но, как показывает практика и опыт, в сложных условиях рождается качественный продукт и новые идеи для развития. Медиа не стоят на месте. Как рассказали коллеги, только в Риге на данный момент живут около 100 российских журналистов, которые были вынуждены покинуть страну. А сколько их по всей Европе и не только? И каждый из них стремится рассказывать правду читателям.
Как оказалось, белорусским коллегам из независимых медиа выживать еще сложнее. В Беларуси не осталось ни одного свободного СМИ. Большинство переехали и работают в Польше. Журналисты находятся под преследованием в своей стране. Коллеги делятся, что не помогло даже то, что некоторые корреспонденты пытались оставить профессию и заняться чем-то другим, чтобы не покидать Беларусь. Но их все равно объявили иноагентами, и они были вынуждены уехать. На территории страны не смогли существовать даже YouTube-каналы, которые делали истории про людей.
В подобной ситуации белорусские коллеги из Think Tanks-Belarus Expertise предлагают искать новые модели для развития медиа с упором на аудиторию и ее потребности, пробовать краудфандинг в разных его проявлениях. Самое главное — не бояться начинать что-то новое. Если не пойдет, всегда можно остановить. А еще важно не бояться обращаться к аудитории и просить поддержать донатом, особенно в тех случаях, когда для этого есть поводы.
Еще один способ повысить свою финансовую устойчивость — создать дополнительный продукт. Например, «Бумага», главный офис которой переехал из России в Грузию, выпустила на рынок собственный VPN. The New York Times привлекает новых подписчиков и читателей через игры. Конечно, это другой уровень и другие деньги, но это хороший пример того, что в сегодняшних условиях медиабизнес должен стремиться к тому, чтобы дать читателям дополнительный и полезный продукт.
Таким образом, связь с читателями и точечная работа на аудиторию сейчас в приоритете у многих СМИ. Очень важно, работая в непростых условиях, получать обратную связь от читателей и по возможности поддержку.
ДАВЛЕНИЕ РАСТЕТ
На независимые СМИ Центральной Азии война тоже оказывает воздействие. Давление со стороны России растет. Местные независимые СМИ вынуждены конкурировать с российскими телеканалами, которые беспрепятственно здесь вещают. Многие медиа Таджикистана и Кыргызстана находятся под пристальным вниманием, а их корреспонденты — под следствием. В Казахстане тоже немало случаев за последний год, когда журналисты оказывались на скамье подсудимых или против них составляли административные протоколы.
Рынок коммерческой рекламы в странах ЦА небольшой, поэтому выжить за его счет невозможно. К тому же большую часть рекламы забирают государственные СМИ. Краудфандинг и система донатов, к сожалению, в странах ЦА почти не развиты. Некоторые медиа пытались внедрить платный контент, но это не сработало.
Важной составляющей для медиа стран ЦА остается грантовое финансирование. И коллеги отмечают, что в этом направлении есть повышение интереса со стороны доноров.
— После полномасштабного вторжения России в Украину независимые СМИ Кыргызстана активно освещают войну, — отмечает журналистка из Кыргызстана Мээрим Анекеева. — Европейские доноры и посольства стали выделять специальные гранты на темы о российской пропаганде и войне. Конечно, их дают не всем, поддерживают наиболее активные и уже проверенные медиа. К тому же с началом войны увеличилось и количество тренингов по обучению журналистов вопросам безопасности и тому, как работать во время военных действий.
Похожая ситуация и в Казахстане: для независимых СМИ есть возможности участвовать в грантовых программах. Но и здесь очень важно выстраивать связи с читателями, знать, чего хочет твоя аудитория. Быть честным и прозрачным перед аудиторией. И, возможно, настанет день, когда и в наших странах можно будет выстроить медиа-модель, как во Франции.
Ольга ГОРАЙ, фото автора и SSE Riga