Об информационной войне и снижении критического мышления наш разговор с медиаэкспертом
Сегодня уже никого не нужно убеждать, что медиаграмотность — важная часть современного общества. Как понять во время войны, которую ведет Россия в Украине, в том числе и информационной, что перед вами фейк? Какие навыки и знания необходимы для эффективного использования и критического анализа медийных материалов? Как оградить себя и своих близких от информационного шума и объяснить, что не всей информации, которую транслируют по телевидению, можно доверять?
Об этом мы поговорили с кандидатом филологических наук, медиатренером Марал Айтмагамбетовой.
— Как долго вы занимаетесь вопросами медиаграмотности?
— Учитывая, что я больше 20 лет вела журналистику в региональных университетах Павлодарской области, так или иначе к вопросам медиаграмотности я обращалась достаточно часто. Но тесно и целенаправленно работать над развитием медийной и информационной грамотности я начала 2019 году. Огромное спасибо региональному консультанту по медиаграмотности Центральноазиатской программы MediaCAMP Гульнар Асанбаевой, которая привлекла меня к этой работе. С тех пор уже больше пяти лет я развиваю экспертизу, участвую в проведении исследований, подготовила с коллегами несколько курсов по медиаграмотности, в том числе по заказу ЮНЕСКО. Занималась исследованием фейков в период пандемии. Сейчас работаю в научном проекте, направленном на развитие медийной грамотности в сотрудничестве с коллегами из Шымкентского университета им. М. Ауэзова.
— Реальность такова, что медиаграмотность в современном мире приобретает все большее значение…
— Навыки медиаграмотности были важны с древних времен, с тех пор как человек начал потреблять информацию, но именно сегодня они становятся жизненно необходимой для каждого. Мы ежедневно взаимодействуем с большим количеством источников информации. Это аккаунты в социальных сетях, на которые мы подписаны, телевидение, правда, сейчас уже меньшей степени, другие СМИ, телеграм-каналы, из которых мы тоже получаем разного рода информацию. В этом море медиаконтента важно понимать, что не вся информация заслуживает доверия, нужно уметь отбирать и анализировать этот контент. Для этого и надо заострять внимание на медиаграмотности.
— Надо признаться, что интернет и социальные сети в качестве источника новостей влияют на нашу жизнь. Как в этой ситуации быть разборчивым и правильно воспринимать информацию?
— На самом деле, сейчас сложно найти источники новостей, которые заслуживают полного доверия. Многие СМИ взаимодействуют со своей аудиторией через социальные сети, это и региональные издания, и международные медиа. Важным становится умение понимать, из каких аккаунтов вы потребляете информацию. Это могут быть паблики, где весь контент рерайт, перепосты или страницы СМИ, в которых работают журналисты. И, соответственно, этот контент будет заслуживать большего доверия. Как в этой ситуации можно быть разборчивым? На мой взгляд, нужно четко понимать, что из себя представляет каждый аккаунт вашей новостной ленты и соответственно к нему относиться. Но даже информацию экспертов или медиа нужно оценивать критически. Например, в социальных сетях часто используют материалы сатирических медиа, не всегда указывая это. Через какое-то время такая новость распространяется широко и большая часть аудитории ей верит.
— Вопросы медиаобразования в Казахстане сегодня имеют скорее дискуссионный характер среди ученых, блогеров, пользователей социальных сетей, продвинутых в области новых технологий людей. Они понимают, что это необходимо и не более. Или я ошибаюсь?
— Да, многие эксперты, ученые говорят сейчас о необходимости развития медиаграмотности, внедрении соответствующих курсов в образовательный процесс. И даже что-то в Казахстане сделано. Уже несколько лет в рамках курса глобальных компетенций в старших классах преподается блок медийной и информационной грамотности. Однако, на мой взгляд, этого недостаточно. Важным шагом станет разработка курса по медиаграмотности, который охватит все ступени обучения с 1 по 11 классы. Это должно проходить красной нитью через весь образовательный процесс.
— Если студентов, преподавателей еще как-то учат, как быть с обучением казахстанского сообщества в целом?
— Для повышения уровня медиаграмотности казахстанского общества в целом просто формального образования, курсов в рамках школьной программы недостаточно. Необходимы целенаправленные действия со стороны международных организаций, какие-то волонтерские программы. Государство должно быть заинтересовано в повышении навыков критического мышления каждого отдельного казахстанца. Это могут быть какие-то образовательные игры, например, игра «Медиаджунгли», созданная коллегами из Караганды. Еще один вариант — проведение тренингов и образовательных встреч с людьми старшего возраста, потому что это уязвимая группа, которая легко подается на манипуляции, дезинформацию, уловки мошенников, верит всем новостям, которые смотрит по телевидению или читает в интернете.
— В эру цифровых технологий и социальных сетей способность критически мыслить, анализировать и оценивать информацию становится ключевой для принятия обоснованных решений и формирования собственного мнения. Как отличать факты от мнений, распознавать и бороться с фейковыми новостями, а также не поддаваться на манипуляции? Что посоветуете?
— Факты — это то, что подтверждено, то, что произошло на самом деле и имеет доказательства. А вот их оценка или характеристика с точки зрения «нравится — не нравится» — это мнение. Его мы не можем проверить, только согласиться или нет. Кажется, что на деле их достаточно легко отличить, и все очевидно. Тем не менее, многие люди могут воспринимать мнение как факты, особенно если оно совпадает с их позицией, с их точкой зрения. И это серьезная ошибка.
Умение распознавать фейковые новости — это навыки фактчекинга. Важно знать и работать с сервисами, программами, которые позволяют найти первоисточники. Осваивать программы, которые видят, сделан ли монтаж, была ли какая-та обработка фото или видео. Такие знания необходимы каждому человеку хотя бы в минимальном объеме. Вот это надо объяснять людям, чтобы они сами понимали, что если будут всему верить, их могут обмануть, ввести в заблуждение.
— Кому все—таки больше доверять: СМИ или социальным сетям? В каких именно СМИ не стоит сомневаться?
— На взгляд человека, который долгие годы занимался подготовкой журналистов, конечно, большего доверия заслуживают средства массовой информации, но отбор СМИ должен быть достаточно критичным. Почему СМИ, а не социальные сети? Все-таки стандарты качественной журналистики предполагают сбалансированное освещение событий, привлечение экспертов, освещение разных точек зрения, обращение к комментариям официальных представителей, государственных лиц. Что, на мой взгляд, позволяет сделать качественный сбалансированный материал. В этом плане ограничений никаких нет у блогеров и пабликов в социальных сетях, где можно активно высказывать свое мнение, злоупотреблять эмоциональным контентом. Это способствует увеличению просмотров, но не не приводит к сбалансированной подаче информации. Конечно, в соцсетях есть и аккаунты, принадлежащие официальным СМИ. И для начала основная масса людей должна четко уметь разграничивать, где страница СМИ, а где просто городской паблик, который не отвечает за правдивость информации.
— Чем отличаются понятия «пропаганда» и «дезинформация»? Чем они опасны?
— Часто люди используют слова «дезинформация», «пропаганда» как синонимы, но это не совсем верно. И дезинформация, и пропаганда — это системные действия информационного характера. То есть всегда есть какая-то глобальная цель, которая достигается при помощи дезинформации и пропаганды. Однако пропаганда, как правило, эту цель предполагает, она ее не скрывает, например, пропаганда здорового образа жизни, пропаганда семейных ценностей и так далее. В дезинформации глобальная цель скрыта. Пропаганда может быть как положительной, так и отрицательной. Дезинформация всегда направлена на манипуляцию, ее основная цель — навредить. Отмечу, что опасны как дезинформация, так и пропаганда, потому что они направлены на снижение уровня критического мышления, манипулирование аудиторией.
— «ТоболИнфо» публикует разные точки зрения, в том числе по теме войны России в Украине. Многие подписчики принимают в штыки все, что касается российской пропаганды. И в комментариях пишут, что такого не может быть. Почему? У них нет оттенков в цвете, есть либо «черное», либо «белое».
— Важно понимать, что любые конфликты, тем боле вооруженные, — это не только физическое противодействие, это всегда информационная война. Когда говорим о реакции подписчиков, то мы должны учитывать несколько моментов. Во-первых, пропаганду никто не отменял, взгляды аудитории часто формируются под воздействием внешних информационных источников. Во-вторых, большое количество отрицательных комментариев под такими материалами — это не всегда объективный показатель отношения аудитории, потому что часто пользователи, которые согласны с посылом материала, не оставляют комментарии. Пишут под постами те люди, которых задевает тема. Однако это не только деление на «черное» и «белое». Это тревожный симптом, который свидетельствует о сильном влиянии пропаганды. Разделение общества, деление на своих и чужих свидетельствуют о низком уровне критического мышления в целом.
— На ваш взгляд, граждане Казахстана уязвимы в плане пропаганды?
— Жители Казахстана, как впрочем и граждане других стран, достаточно уязвимы с точки зрения пропаганды. Единственный способ преодолеть эту уязвимость, как-то снизить ее — это внедрение медиаграмотности, развитие критического мышления и понимания того, что информация может стать способом воздействия на аудиторию для достижения целей.
— Искусственный интеллект может помочь в медиаграмотности?
— Интересная постановка вопроса. Обычно, когда говорят об искусственном интеллекте, речь идет о рисках развития медиаграмотности. Потому что современные пропаганда и дезинформация активно используют возможности искусственного интеллекта. Те же самые дипфейки. Сегодня политические фейки меняют результат выборов, а значит, будущее стран. У нас есть кейсы в Европе, в Америке, когда использование искусственного интеллекта изменило политическую повестку и экономическую ситуацию. Но я рада, что вы поставили вопрос именно так, потому что искусственный интеллект — это не только риски и угрозы. Это еще и большие возможности, в том числе на уровне анализа контента, фактчекинга, выявления приемов манипуляции, пропаганды в медиатекстах. Получается, что искусственный интеллект несет как риски и угрозы, так и может способствовать развитию медиаграмотности.
— Как спасти детей от интернета? Они не видят родителей, друг друга…
— Об этом можно много говорить. На мой взгляд, начинать надо, в первую очередь, с формирования навыков цифровой гигиены. Например, умения контролировать свое время в интернете, чего не хватает и нам, взрослым, согласитесь. Детям важно объяснять угрозы и риски, которые несет интернет: это кибербуллинг, мошеннические действия. Сейчас много кейсов в Казахстане, когда дети сообщают какие-то данные мошенникам. Поэтому я говорю, что обучение медийной информационной грамотности нужно начинать в раннем возрасте. Уже в детском саду какие-то элементы должны быть. Ведь современные дети учатся пользоваться телефоном даже раньше, чем начинают говорить.
Александра СЕРГАЗИНОВА, фото предоставлено героиней интервью