В текущем году отмечается 150-летний юбилей государственного деятеля, лидера партии «Алаш» и руководителя правительства Алаш-Орды, национальной государственности на территории Казахстана начала 20 века – Алихана Бокейханова. Юбилей проходит не только на государственном уровне, но и под эгидой ЮНЕСКО.
Первые дни марта в степях Центрального Казахстана – это время холодной, суровой зимы. В один из таких дней, 5 марта 1866 года в нынешнем Актогайском районе Карагандинской области родился Алихан Бокейханов. В те времена это была территория Каркаралинского округа. Тогда минуло почти полтора века с начала процесса присоединения Казахстана к России, почти 20 лет со дня гибели последнего казахского хана Кенесары и окончательной потери независимости. А вот завершение процесса присоединения всей территории Казахстана к Российской империи произошло спустя два года – в 1868 году. Тогда Каркаралинский округ был преобразован в уезд, а родные места Алихана Бокейханова вошли в Токыраунскую волость Каркаралинского уезда Семипалатинской области.
Потомок ханов
Алихан Бокейханов является прямым потомком основателя Казахского ханства – Жанибек хана и первого хана, установившего государственное законодательство – Касым хана. Родословная его берет начало от самого потрясателя Вселенной – Чингисхана. «Потомки ханов имеют непреходящий долг перед народом и, пока я жив, не перестану служить казахам», — говорил Алихан Бокейханов. Это стало жизненным кредо государственного деятеля.
К середине 19 века торе – знать, являвшаяся потомками ханов и султанов потеряла свое былое влияние. Во главе округов ага-султанами становились и выходцы из простолюдинов, такие как Кунанбай или Муса Шорманов. А с 1868 года максимальным уровнем власти, на который могли рассчитывать представители местного населения, стала должность волостного управителя. Начальниками уездов, губернаторами областей становились люди пришлые, представители российской царской администрации. Тогда никто не мог подумать, что через полвека Алихану Бокейханову будет суждено быть политическим лидером общенационального масштаба, встать во главе государства.
Стремясь к знаниям
Алихан Бокейханов обучался грамоте в ауле у муллы Зарифа, а затем продолжил образование в Каркаралинске, помимо этого освоив профессию сапожника. В 1886 году он успешно закончил Каркаралинское городское училище и поступил в Омское техническое училище. Будучи студентом, он активно печатался в омской газете «Акмолинские областные ведомости». Перу публициста принадлежат такие статьи и заметки, как «Муллы в Каркаралинском уезде», «Из жизни должностных лиц Каркаралинского уезда», «Деятельный управитель» и другие, многие из которых отличаются остротой критики и проникнуты беспокойством за положение в родных краях. А в статье «О земледелии в Токыраунской, Котан-Булакской и Западно-Балхашской волостях Каркаралинского уезда» Бокейханов поднял актуальный вопрос необходимости обращения внимания государства на проблему защиты леса вдоль рек.
Стремясь получить высшее образование, в 1890 году Бокейханов направился в Санкт-Петербургский лесной институт, получив рекомендацию генерал-губернатора Максима Таубе. Будучи студентом лесного института, он принимал самое деятельное участие во всех студенческих делах. Немногочисленное землячество казахских студентов в Санкт-Петербурге сформировало своего рода политическую группу молодежи, часто собираясь, обсуждая политику и горячо споря. Алихан Бокейханов отстаивал теорию экономического материализма. Скупые сведения охранки – органа политической безопасности того времени, сообщают о брожении в студенческой среде, в том числе в лесном институте, студенческих беспорядках и подстрекательстве. В числе активистов фигурирует и имя Алихана Бокейханова, что дало повод на 4 курсе признать его «неблагонадежной личностью».
От марксизма к национал-демократии
Активная общественно-политическая и протестная деятельность не помешали Бокейханову окончить институт с хорошими результатами и устроиться на государственную службу. В последующие годы крайние левые взгляды Бокейханова, близкие к марксистским убеждениям постепенно трансформировались в более национал-патриотические и либерально-демократические, совпадая с позицией партии кадетов (конституционных демократов). Но перед этим Бокейханов успел преподавать математику в школе, печатать статьи в газетах, принять участие в ряде научно-исследовательских экспедиций, результаты которых плодотворно сказались на развитии экономической деятельности, сельского хозяйства.
Бокейханов – автор глубоких, всеобъемлющих материалов экономико-статистического исследования Степного края, отражающих стороны хозяйственно-экономической и культурной жизни населения. Материал Бокейханова «Распределение населения казахского края по территории, его этнографический состав, быт и культура» стали основой 18-го тома энциклопедии Российской энциклопедии. Будучи выходцем из глубины казахского народа, знающий казахский быт, положения своего народа с детства, Бокейханов, тем не менее, в ходе экспедиций, смог получить детальное представление о состоянии казахского общества на тот момент. «Казахская степь… не в дальнем будущем достигнет некоторого успеха на пути цивилизации, как народ, одаренный от природы умом, способностью», — писал в своих публикациях Алихан Бокейханов.
Находясь в Омске, Алихан Бокейханов являлся активно публикующимся журналистом газеты «Дала уалаятының газеті» («Газета Степного края»). Свои статьи он подписывал псевдонимом Қыр баласы – Сын степи. После смерти Абая в 1904 году, Алихан Бокейханов пишет в газете «Семипалатинский листок» статью-некролог с биографией поэта и анализом его творчества. Активно сотрудничал Бокейханов и с Российским географическим обществом.
Переломным моментом для Бокейханова стал 1905 год. Революционные события в России не прошли мимо него стороной. «Известный пропагандист, бывший душой всех митингов и петиций и противоправительственных агитаций, главный инициатор и руководитель религиозно-политического движения казахов главный руководитель, оказывающий огромное влияние на всю казахскую степь, безусловно, есть и будет чиновник переселенческого Управления Букейханов», — так рапортовали омские жандармы своему столичному начальству. Алихан Бокейханов вступил в партию кадетов «Народная свобода» и стоял за созданием ее филиалов в Омске, Семее, Каракаралы. В программе партии его привлекли следующие пункты – обеспечение законодательными нормами неприкосновенности личности, равенства всех граждан – без различия национальности, вероисповеданий, сословий и пола, и свобод, введение всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, без различия пола, как в народном представительстве, так и в местном самоуправлении, законодательное разрешение земельной реформы и удовлетворение справедливых национальных требований.
Порвал с кадетами Бокейханов в июле 1917 года из-за несогласия с партией по ряду пунктов – вопросам передачи земли в частную собственность, отделения церкви от государства и предоставления казахам автономии, возможности самоопределения. Вопрос предоставления казахскому народу права на самоопределение стало в последующем и причиной разрыва Алаш-Орды с белогвардейским атаманом Колчаком.
Летом 1905 года Бокейханов выступил инициатором оформления петиции – обращения на имя царя от имени казахского населения с требованиями, касающимися реализации нужд и чаяний народа, соблюдения его прав. Каркаралинская петиция была составлена на Кояндинской ярмарке и отправлена телеграфом в Санкт-Петербург 22 июля 1905 года. Она состояла из 47 пунктов, включая вопросы земли, языка, религии, образования, избирательного права, управления. Составителями петиции помимо Алихана Бокейханова выступили Ахмет Байтурсынов, Жакып Акпаев, Темиргали Нурекенов, Мухаммед-Максут Бекметов и другие. Всего петицию подписало 42 человека, а после того, как она вызвала резонанс, в течение года к ней присоединились 14 500 человек. В ноябре 1905 года Бокейханов выступил в Москве со словами: «Я являюсь представителем четырехмиллионного казахского народа, занимающего огромную территорию от Урала до Алтая, от линии Сибирской железной дороги до Омска. Когда я слушал все, что рассказывают здесь поляки, украинцы, латыши и другие, я точно читаю старую книгу. У нас тоже преследуется школа с казахским языком, нас тоже давит цензура… Ближайшей нуждой казахов является свобода в употреблении родного языка. Я присоединяюсь к предложению за немедленную отмену всех ограничений в правах местных языков». Последней каплей стала его статья «Все тайное станет явным».
Депутат от народа
Реакция не заставила долго себя ждать — 8 января 1906 года Бокейханов был арестован в поселке Ямышевском и был посажен в Семипалатинскую тюрьму. Без предъявления обвинений его продержали до 15 апреля 1906, затем перевели в тюрьму Омска, а через полмесяца выпустили. Самодержавие пошло на уступки революции. Был создан парламент – Государственная Дума. Бокейханов стал выборщиком. Он был выдвинут в члены Думы от Семипалатинской области. 15 июня 1906 года он был выбран членом Думы от партии кадетов. Кроме него из казахов в парламент прошли Салимгерей Жанторин, Ахмет Биримжанов, Шаймерден Косшыгулов, всего девять казахов.
Шестьдесят семь депутатов-мусульман, все из которых представляли партию кадетов, составили фракцию «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман) по инициативе депутата Алимардана Топчибашева и негласного духовно-культурного лидера тюрков-мусульман, основоположника джадидизма Исмаила Гаспринского. Первая Дума была быстро распушена, а во Вторую Бокейханов не был допущен как опасный элемент. Зато в нее вошли новые члены от казахов – Темиргали Нурекенов, Мухамеджан Тынышпаев, Бахытжан Каратаев. Бокейханов же присоединился к Выборгскому манифесту, осуждающему роспуск Думы, а затем вернулся в Омск, редактировать газеты «Омич», «Иртыш», «Голос степи». Сын степи снова отдает всего себя газете. И снова – тюрьма. На сей раз за присоединение к Выборгскому манифесту. Затем – ссылка на долгие годы в Самару. Там он работал оценщиком земли в Донском земельном банке и активно участвовал в партийной жизни кадетов, а также в деятельности масонской ложи «Великий восток народов России», в которую вступил еще в 1906 году, под влиянием слов «только масонство победит самодержавие».
У истоков казахской печати
В 1913 году Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов встали у основания газеты «Қазақ» в Оренбурге, по сути, став основоположниками казахской печати. Газета отражала нужды казахского народа, стала стартовой площадкой для творчества Ильяса Жансугурова, Беимбета Майлина, Сабита Донентаева, Султанмахмута Торайгырова. Постепенно, Бокейханов начал отходить от кадетов, масонов и джадидов, формируя собственное казахское политическое движение. Казахская интеллигенция начала 20 века была на подъеме. Именно в это время формируется идея национально-демократического возрождения – идея Алаш. Бокейханов видел будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры в самом широком смысле этого слова.
Возможность практического применения идеи, претворения ее в жизнь появилась в 1917 году. Февральская революция дала возможность нациям на самоопределение. Алихан Бокейханов был назначен комиссаром Временного правительства в Тургайской области.
Поднимая флаг
Алаш-Орды 21-26 июля 1917 года в Оренбурге прошел Первый Всеказахский съезд, в ходе которого была создана партия «Алаш». Во главе партии стал Алихан Бокейханов. Партия поставила своей целью добиться создания автономии.
Алашская автономия была провозглашена в Оренбурге на Втором Всеказахском съезде 5-13 декабря. Бокейханов стал главой правительства – Алаш-Орды. Соратниками Бокейханова были Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов, Магжан Жумабаев, Жакып Акпаев, Алимхан Ермеков, Райымжан Марсеков, Турагул Кунанбаев, Уалитхан Танашев, Халел Габбасов, Асылбек Сеитов, Азимхан Кенесарин, Садык Аманжолов, Абубакир Алдияров. Алаш-Орда состояла из 25 членов, 10 мест в ней гарантировалось для представителей русского населения и других народов. В Учредительном собрании партия «Алаш» заняла 43 места.
В работе Алаш-Орды активно принимал участие «сибирский аксакал» этнограф Григорий Потанин. Партию «Алаш» поддерживали кыргызские соратники – Белек Солтоноев, Касым Тыныстанов, Ишеналы Арабаев, Курман Лепесов, Абдыкерим Сыдыков, Дуур Сооронбаев, создавшие отделение партии в Пишпеке. Алаш-Орда поддерживала связи с руководством автономий Туркестана, Татарстана, Башкортостана – Мухамеджаном Тынышпаевым, Мустафой Шокаем, Гаязом Исхаки, Садри Максуди, Ахмет-Заки Валиди, Шарифом Манатовым, Шейхзадой Бабичем. Столицей, местом функционирования Алаш-Орды стал город Семей. В Уильском уалаяте – западной части государственности расположился филиал партии и региональное отделение Алаш-Орды в местности Жымпиты. Руководили западным регионом Халел и Жаханша Досмухамедовы. Армию — Алашскую милицию возглавил Хамит Тохтамышев. В Семее правительственные учреждения расположились в домах баев, купцов Мухамедхана Сейткулова, Абдрахмана Жусупова, Анияра Молдабаева, Жумеке Оразалина. Штаб армии Алаш-Орды расположился в доме купца Александра Ерыкалова. Также в нем издавалась газета «Сарыарқа». В дело становления Алаш-Орды огромный вклад внесли меценаты Ораз Таттиулы, Нурлан Кияшев, Хасен Акаев, Бельгибай Алдабергенов, Ике и Каражан Укибаевы, Турсынбай и Уали Даирбековы, Ахмет и Мустафа Оразаевы, Бигали Омаров, Медеу Оразбаев, Салык Омаров, Альнияз Тобаниязов, Иса Кобжасаров, Аккенже Аймаганбетов, Есенгул Маманов. Ибрай Акпаев снарядил 600 воинов Алашской милиции.
Алашская автономия просуществовала недолго. Установление советской власти, разгром белогвардейцев, до этого – расхождение алаш-ордынцев с Колчаком, выступавшим за единую и неделимую Россию привели к ликвидации автономии. 4 апреля 1919 года вышло постановление советской власти о том, что алаш-ордынцы не подвергаются никакому преследованию. Москва в 1920 предоставила Казахстану статус автономной республики. Вопросы ее устроения были обсуждены в Кремле Лениным с алаш-ордынцем Алимханом Ермековым. Алихан Бокейханов, изначально не признававший Октябрьской революции, говоривший об узурпации власти большевиками путем незаконного переворота, в последующем сказал: «Я не любил советскую власть, но я ее признал».
Последние годы жизни лидер провел в Москве, куда его отправили с запретом посещения Казахстана, работая в казахской секции Центроиздата, трижды попадал под арест. В последний раз это случилось 26 июля 1937 года. После допросов и пыток Алихан Бокейханов был расстрелян 27 сентября 1937 года как «враг народа» вместе с руководителем советского правительства в Казахстане Нигметом Нурмаковым. Могила Бокейханова находится на Донском кладбище Москвы.
Лидер, поднявший флаг национального государства в 1917 года, жизненной целью которого было государство и благо народа, навсегда остался в памяти страны и народа.