Приговор 36-летнему Льву ЖУКОВУ огласили сегодня, 15 ноября, в суде № 2 Костаная, пишет «НГ». Судья Батырбек КУДАБАЕВ посчитал все доводы подсудимого о пытках в отношении него и о том, что его подставили, способом уйти от уголовной ответственности.
Бывший главный инженер КФ АО «КТЖ-Грузовые перевозки» получил 4,5 года лишения свободы с пожизненным лишением права работать в государственных организациях и в тех, где доля уставного капитала государства превышает 50%.
Напомним, Льва Жукова обвинили в получении взятки в размере 500 000 тенге от представителя ТОО «ЕКАМ-Сервис» Кайрата ТЕМИРБАЕВА. За эти деньги он обещал общее покровительство фирме, которая занимается ремонтом запчастей грузовых вагонов. 27 июля Темирбаев написал заявление в антикоррупционную службу. В тот же день он договорился о встрече с Жуковым, на которую пришел с записывающим устройством и мечеными деньгами. Жукова задержали с поличным.
Однако Жуков на первом же судебном заседании категорически не согласился с версией обвинения. Он сообщил, что стал жертвой тщательно спланированного оговора со стороны людей, которым мешал обворовывать КТЖ. И пояснил, что имеет в виду Кайрата Темирбаева и Елбека Тулеуленова, который сейчас занимает должность директора департамента вагонного хозяйства АО «НК КТЖ» в Астане. Подсудимый настаивал, что раскрыл несколько финансовых махинаций, в которых они были замешаны, чем «перекрыл им кислород». И тогда Жукова решили убрать с дороги, придумав историю со взяткой. Он не отрицал, что взял 500 000 тенге, однако пояснил, что это был возврат долга.
— Несколько лет назад Тулеуленов купил у меня ЗИЛ за 1,5 млн тенге, 1 млн он отдал сразу, а об остальном как будто забыл, — давал показания в суде Жуков. — Этим летом он вдруг вспомнил о долге и сообщил, что деньги мне передаст Темирбаев.
Жуков рассказал, что был удивлен, когда, возвращая часть долга Темирбаев стал говорить, что это «за апрель, май и июнь». Однако переспрашивать не стал. Также подсудимый заявил, что его пытали антикоррупционщики: не давали есть, пить и даже отказывали в лекарствах, в которых Жуков, как диабетик, очень нуждался. Через несколько часов после такого допроса он «сломался» и подписал признательные показания.
— Заявление о том, что в отношении Жукова применялись пытки, суд считает несостоятельным, — зачитал текст приговора Кудабаев. — Следствие по делу о пытках было прекращено за отсутствием состава правонарушения. К тому же на видеозаписи с места происшествия Темирбаев говорит, что принес деньги за апрель, май и июнь, а за июль он еще не посчитал. Жуков ничего не спросил. А когда Темирбаев попросил снизить сумму с 1 500 до 1 000 за деталь, Жуков ответил: «Разберемся». Все это свидетельствует о том, что Жуков изменил показания, чтобы уйти от ответственности.
Также судья сослался на показания свидетелей.
Кайрат Темирбаев сообщил в суде, что с Тулеуленовым и Жуковым его связывали дружеские отношения, так как они много лет работали вместе. Свидетель пересказал разговор, который состоялся между ним и Жуковым в апреле этого года. Якобы Жуков заметил, что фирма «ЕКАМ-Сервис» «развела слишком бурную деятельность», и предложил «отмечаться» деньгами. Согласно показаниям Темирбаева, Жуков потребовал с него по 1 000 тенге с каждой отремонтированной детали. А когда занял должность главного инженера, увеличил сумму мзды до 1 500 тенге.
— Тулеуленов не обращался ко мне с просьбой передать деньги Жукову, — дал показания Темирбаев в суде. — О продаже автомобиля Тулеуленову мне также ничего не известно.
Елбек Тулеуленов в суде сообщил, что всячески способствовал продвижению на службе Льва Жукова. Именно по его ходатайствам подсудимого постоянно повышали по службе. По словам Тулеуленова, никакой ЗИЛ он и в глаза не видел, соответственно и долга никакого не было.
После обвинительного приговора адвокат Жукова Илья ВАСИЛЬЕВ заявил, что будет его обжаловать:
— Процесс проходил с многочисленными нарушениями Уголовно-процессуального кодекса. Свидетелей, которые подтвердили бы продажу ЗИЛа, суд не выслушал, хотя явка их была обеспечена и УПК прямо указывает на то, что они должны быть допрошены. Наши ходатайства суд игнорировал. Я заявлял отвод прокурору Кайрату Абдирову, так как процессуальным судьей по делу Жукова был его отец Нурсеит Абдиров. Отвод не был удовлетворен. Также я заявлял отвод судье Батырбеку Кудабаеву, который рассматривал это дело, после того, как он отказался дать мне время на подготовку к прениям. Однако судьи суда № 2 отклонили этот отвод. Еще один момент — фальсификация в протоколе допроса обвиняемого, на которую также никто не обратил внимание. Надеюсь, в областном суде разберутся.