Причём ему и льстили, и давили на жалость
В уголовном суде Костаная продолжают рассматривать дело в отношении жителя Карабалыка, местного блогера Миршата Сарсенбаева. Напомним, что он оказался на скамье подсудимых по статье «Вымогательство в особо крупном размере».
По версии следствия, блогер требовал у представителя птицефабрики ТОО Poultry-Agro, директором которой является депутат областного маслихата Кайрат Маишев, 20 млн тенге.
Ранее Сарсенбаев, снимавший видео о проблемах своего района, опубликовал ролик о свалке карабалыкской птицефабрики и показал, как в поле вывозят полуживых куриц.
Обвинение считает, что «блогер целенаправленно сфокусировал внимание на нарушениях со стороны фабрики». И это при том, что после публикации была проведена проверка и птицефабрику оштрафовали три раза за реальные нарушения.
Однако прокуратура Костанайской области во главу угла этой истории ставит «имущественный и репутационный ущерб» для бизнес-объекта.
20 февраля 2025 года у Миршата Сарсенбаева во дворе нашли пакет с 15 млн тенге, задержали и обвинили в том, что он вымогал деньги через юриста фабрики Игоря Шишова, взамен пообещав больше не говорить об изъянах деятельности фабрики Маишева.

Но так ли все было на самом деле? Кажется, что эта версия рушится после прослушивания записей негласных следственных действий, а именно разговора Игоря Шишова и Миршата Сарсенбаева перед задержанием последнего.
Встреча началась на улице и продолжилась в авто Сарсенбаева.

Видео негласных следственных действий почему-то было показано вверх ногами
Так, Шишов радостно приветствует блогера звонкой фразой: «Саламалейкум, Маке!» и начинает извиняться за прошлый, по всей видимости, неудавшийся разговор на повышенных тонах. Шишов предлагает все забыть, признавая, что на некоторые моменты он «неправильно среагировал».

Игорь Шишов сейчас выступает представителем потерпевшей стороны
— Вы показали наши недочеты, недостатки… Есть соответствующие акты реагирования, органы разберутся… Зачем ненужный накал таких страстей?… У меня есть руководитель, а после моей поездки еще хуже стало. Сами понимаете, какая ситуация… На меня всех собак спустили. Не могу уже… Надо с вами как-то…, — говорит Игорь Шишов. — Маке, мы соответствующую работу проведем. Мы в одном районе живем, мы также за развитие…
Спустя время Миршат Сарсенбаев предлагает сесть в машину. Говорить по-прежнему продолжает лишь его собеседник. Местами фразы плохо слышно из-за включённой в авто музыки.
— Вы видите, куда уже зашло все это. Резонанс не нужен нашей компании. Меня за это реально «отжарят». Вам завтра легче будет, если я на улице останусь? У меня двое детей: одному 4, другому — 9. Это все следствие моей недоработки. Где-то, может, я дал волю эмоциям ненужным. Но факт остается фактом. У нас ситуация дальше развивается. Это недопустимо…
— И что ты предлагаешь? — спрашивает блогер.
— Надо какое-то понимание находить… Может, вернемся к предыдущим договоренностям? — уточняет Шишов.
Отметим, что голос Сарсенбаева на записи не совсем разборчив, так как он говорил тихо, а еще, кажется, что совсем неохотно и пассивно, а вот Шишов, напротив, говорил довольно громко. Он все-таки знал, что ведется запись.
После последней фразы Шишова блогер будто бы предлагает что-то написать. После звучит вопрос: «Стирается?»
В обвинении как раз сказано, что Сарсенбаев избегал прямых формулировок и сам написал сумму то ли на экране, то ли на маленькой доске.
— Маке… — дальше произносит Шишов, а затем вздыхает и усмехается. — То вы переживали, теперь — я.
Затем он снова просит вернуться к предыдущим договоренностям и указывет, что ни разу не называл сумму.
— Да, я тогда волю дал. Написал в смс, но стер, понял, что это лишнее. Это скомпрометирует и вас, и меня. У нас не получился тогда диалог…, — продолжает Игорь Шишов и спрашивает: а можно ли удалить уже вышедшие видео?
Сарсенбаев отвечает, что нет, только не публиковать новые.
Шишов снова повторяет, что он человек подотчетный, ему нужно все согласовать, и заверяет: все недоработки фабрика устранит.
— Если мы что-то нарушили, мы исправим и дальше будем работать хорошо, — заверяет Шишов. — Я могу вам доверять? Под мою ответственность все делается… У вас репутация справедливого человека… Ну а хотя бы видео, которые поменьше набрали (просмотров), удалить можно будет? К нам уже экологи приехали, ЧС-ники приехали. Ветеринары уже сегодня закрывают проверку. Давайте последнее (видео) удалим? Возможно?
Исходя из контекста, Сарсенбаев еще раз отказал, и Шишов резюмировал, что свяжется с ним позже. Но внезапно вспоминает.
— Вы же меня заблокировали, — говорит представитель птицефабрики.
На следующей записи разговора, прослушанной в суде, Шишов звонит Сарсенбаеву и просит связаться именно по WhatsApp, так как ранее не мог туда дозвониться, а потом «отчитывается»: мол, получил «конечное подтверждение», подъехал и готов через трещину (в заборе) перекинуть черный пакет Фридом банка.
— Сами понимаете, ответственность, мы руки пожали, — говорит Игорь Шишов.
— Я понял вас, — отвечает блогер.
— Если не затруднит, вы как-то можете подтвердить, что все нормально, все на месте? — просит Шишов.
— Хорошо, я позвоню, — соглашается Сарсенбаев.
Но блогер, к слову, так и не звонил и, по его словам, вовсе не собирался этого делать.
Судя по записи, сделанной скрытой камерой, Шишов берет пакет и походит к забору. Через время он звонит кому-то и очень веселым тоном, смеясь, спрашивает: «Где, что, как дальше?»
Похож ли в этой ситуации Игорь Шишов на жертву вымогательства? Исходя из разговора, он сам почти что слёзно просил, использовав даже своих детей как средство давления, «решить вопрос» и удалить видео. Он также сам первый звонил и просил о встрече.
Разве факт того, что Сарсенбаев заблокировал номер Шишова, не говорит о нежелании блогера иметь какие-то дела с птицефабрикой? Интересно, что ранее подсудимый не раз характеризовал Шишова как неприятного человека, который прилип к нему, как банный лист…
И что за предыдущий разговор, на который несколько раз ссылался Шишов? Записей нет, а ходатайство об их восстановлении судом было ранее отклонено.
Если блогер в итоге попросил деньги, то как в контексте данной ситуации это можно считать вымогательством? Угрожал ли Сарсенбаев? В этом разговоре ничего подобного нет. Есть только бесконечные просьбы со стороны Игоря Шишова, который очень уж обрадовался, когда перекинул через забор пакет с деньгами…
Татьяна ФАЙЛЬ, фото автора
Ранние материалы по теме:
Блогер Миршат Сарсенбаев, находящийся в СИЗО, объявил голодовку
«Я ничего не получал»: в суде по делу блогера Миршата Сарсенбаева изучают видео обыска
Прекратить уголовное дело в отношении Миршата Сарсенбаева ходатайствуют его адвокаты































