Еще пять лет назад в ТОО «Костанайэлектромонтаж», базировавшейся в городе Рудном, работало более 200 человек. Это была самая крупная электромонтажная фирма Костанайской области…
Сегодня ТОО просто уничтожают. Более того, в конце октября частью акционеров был совершен рейдерский захват предприятия. Об этой истории мы узнали от директора «Костанайэлектромонтажа» Евгения Лежнева, который, как и весь персонал предприятия, не сегодняшний день не могут попасть на территорию фирмы.
—В декабре 2016 года ко мне обратились акционеры ТОО. У фирмы возникли тяжелые финансовые проблемы. Имущество, счета – все под арестом, — рассказывает Лежнев. – В течение трех месяцев занимаюсь юридическими делами ТОО, после чего мне предложили возглавить предприятие. В апреле меня назначают директором. Дальше что происходит. Я вступаю в должность, изучаю документацию финансовую, бухгалтерскую, с юридическими делами я уже был знаком. И нахожу в документах, что фирму просто подставил один из соучредителей. Это Алматинская фирма АО «Казэлектромонтаж». Доля акционерного общества в ТОО составляет 35 процентов.
По словам Лежнева, выясняя источники, откуда у ТОО образовались долги на сумму свыше 200 миллионов тенге, при изучении документации он обнаружил интересную цепочку.
В июле 2012 года между АО «Альянс Банк» (правоприемник АО «Forte Bank») и пятью созаемщиками, в число которых входили АО «Казэлектромонтаж» и ТОО «Костанайэлектромонтаж» заключается соглашение об открытии кредитной линии (№ 5.1.-02/1031 АКБ-2012 от 25 июля 2012г.) на 1,5 миллиарда тенге.
В соответствии с соглашением в марте 2013-го ТОО «Костанайэлектромонтаж» получает кредит на 40 миллионов тенге, который был полностью погашен в сентябре того же года.
Основную сумму кредита, а это более миллиарда тенге, получило АО «Казэлектромонтаж». Вот только кредит в АО «Forte Bank» не погашен до сегодняшнего дня! Банк обращается в суд с иском о взыскании задолженности.
В итоге, 12 апреля 2016 года Алмалинский районный суд №2 города Алматы выносит решение: взыскать солидарно с АО «Казэлектромонтаж», ТОО «Кокшеэлектромонтаж», ТОО «Костанайэлектромонтаж», ТОО «Петропавловскэлектромонтаж», ТОО «Казэлектромонтаж-МСУ-81», и Эльдара Байканова в пользу АО «Forte Bank» часть задолженности в виде основного долга в размере 1 111 450 265,46 тенге, а также сумму уплаченной государственной пошлины в размере 33 343 507,9 тенге.
По этому решению ТОО «Костанайэлектромонтаж» оказалось должно еще 120 миллионов тенге, хотя получило всего 40 миллионов, более того, свой долг погасило еще в 2013 году! В обеспечение долга за мизерную сумму в 60 миллионов с молотка уходит производственная база в Костанае.
—АО «Forte Bank» не гнушается никакими действиями, лишь бы взыскать задолженность, не разбираясь в том, какое юридическое лицо и сколько получило средств в соответствии с соглашением. В свою очередь, АО «Казэлектромонтаж», используя любые ухищрения, фактически отказалось погашать свою задолженность. И это притом, что за период 2013-16 годов АО проводило активную хозяйственную деятельность. Так, согласно справке КГД Министерства Финансов РК, за указанный период АО «Казэлектромонтаж» только в виде налогов внесло в бюджет около 800 миллионов тенге. Из которых в 2016 году поступило более 200 миллионов, — поясняет Евгений Лежнев.
Но на этом проделки Алматинских акционеров не заканчиваются. 12 июля 2013 года АО «Казэлектромонтаж» в газете «Казахстанская правда» публикует сообщение о намерении продажи акций АО «КЭМОНТ». Это Усть-Каменогорский завод по выпуску электротехнического оборудования, 35 процентов акций которого принадлежало АО «Казэлектромонтаж».
На это объявление откликнулись другие акционеры АО «КЭМОНТ». Так, директор завода Елена Беленцева (доля в акционерном капитале АО «КЭМОНТ» — 3,786%) предложила выкупить долю «Казэлектромонтажа» за 2 миллиарда тенге. Еще один акционер Виктор Флит (доля в акционерном капитале АО «КЭМОНТ» — 27,286%) предложил за долю 1,7 миллиарда тенге.
Этих денег с лихвой бы хватило, чтобы погасить долги перед Банком, но руководство акционерного общества избирает иной путь. 17 сентября 2013 года между АО «Казэлектромонтаж» и АО «AsiaCredit Bank» заключается соглашение об открытии кредитной линии (№ 01- 499- 13/ВКЛ) на 1 миллиард тенге. В залог были предоставлены 35% акций АО «КЭМОНТ». Указанная сумма кредита была предназначена на рефинансирование ссудной задолженности перед АО «Альянс Банк» (правопреемник — АО «ForteBank»).
Возникает закономерный вопрос. Каким образом 35% акций Усть-Каменогорского завода могли быть взяты в залоговое обеспечение банком, если эти акции на момент взятия кредита находились под арестом в АО «Единый регистратор ценных бумаг»?
Все объясняет дальнейшее развитие этой сделки. Полученный миллиард на погашение долгов так и не пошел, растворившись в воздухе. Зато должностные лица АО «Казэлектромонтаж», зная о реальной рыночной стоимости акций АО «КЭМОНТ», чтобы придать легитимность своим действиям, заказывают новую оценку уже заложенных акций в ТОО «ViCon-Appraisal», и снижают стоимость до 756 832 000 тенге.
Для чего? А ларчик открывается просто. Позднее они были выкуплены из залога секретарем Совета директоров АО «Казэлектромонтаж» Тимуром Жансеитовым, Председателем Совета директоров Асыгатом Жабагиным, и крупным акционером АО «Казэлектромонтаж» — ТОО «SENIM TRАDЕ», единственным учредителем которого является Муратбек Жабагин!
Таким образом, акции «Казэлектромонтажа» перешли в частные руки за 30% от реальной стоимости, а окончательным владельцем 35% акций «КЭМОНа» стал Асыгат Жабагин.
Можно предположить, что эта схема была продумана заранее. Иначе как объяснить, что в 2013 году ТОО «SENIM TRАDЕ» Муратбека Жабагина приобретает 29,90% акций «Казэлектромонтажа», а в 2015 году 24,90% акций АО «КЭМОНТ» за 595 миллионов тенге. Притом, что согласно справке Комитета государственных доходов Министерства финансов РК за 2012-17 годы ТОО «SENIM TRАDЕ» уплатило налогов в бюджет – 0 тенге! Откуда деньги, Муратбек?
В данном случае совершенно непонятна позиция руководства АО «Forte Bank». О совершаемой крупной сделке должником АО «Казэлектромонтаж» они знали наверняка, но не предприняли никаких мер по возврату своих средств.
Так, в соглашении СКЛ № 5.1.-02/1031 АКБ-2012 от 25.07.2012г. об открытии кредита на 1 500 000 000 тенге, есть пункт 3.1.4. «Заемщик обязуется не заключать сделку в результате которой возникают обязательства перед третьими лицами превышающие 10 % от общего размера активов Заемщика. Либо имеет право совершать такие сделки по согласию Банка».
Сделка по получению Кредита в АО «AsiaCredit Bank»на сумму 1 000 000 000 тенге, явно попадала в эту категорию сделок. То есть, сам Банк — АО «Forte Bank», получая ежеквартальные финансовые отчеты, обязан был обратить внимание на эту сделку, и, либо разрешить ее — либо запретить.
Все эти схемы с выводом активов и нанесении ущерба не только акционерам, но и государству, были отражены в обращениях Евгения Лежнева, направленных министру финансов РК, председателю Нацбанка, Генеральному прокурору, Национальное бюро по противодействию коррупции и Мажилис Парламента РК.
Понимая, что после этих писем директора могут убрать с должности, так как люди, которые выводили эти деньги, обладают большинством голосов в предприятии «Костанайэлектромонтаж», Лежнев с местными акционерами решает провести общее собрание. Отправляются документы всем учредителям, предварительно договорившись с местными учредителями, что будет произведен вывод из состава людей, которые довели фирму до критического состояния.
На первое собрание 22 сентября представители «Казэлектромонтажа» не являются. Назначается повторное собрание, на котором можно выносить решение независимо от количества присутствующих учредителей. В это время между собраниями происходит официальное банкротство АО «Казэлектромонтаж». Решения судов вступают в законную силу. Появляется банкротный управляющий – Канат Ахметов. Руководство ТОО пытается найти с ним общий язык, чтобы вернуть деньги алматинской фирме (выведенные акции АО «КЭМОН»), и возвратить долг банку. Цепочка – деньги алматинская фирма возвращает, отдает деньги банку, а ТОО, в свою очередь, не выставляются требования на 120 миллионов тенге… Далее происходит следующая ситуация.
-27 ноября мы проводим повторное собрание. Когда по закону оставшиеся учредители, чьи акции не выводятся, 93% голосов принимают решение за вывод, представители из Алматы выходят в соседний кабинет, составляют протокол проведенного якобы ими собрания. С ними, оказывается, уже приехал новый директор, с ними приехала охранная структура из Костаная – ТОО «Титан KST». Они снимают наших сторожей, заходят в кабинет, и требуют очистить помещение и отдать все документы. Естественно, ни в какую драку мы вступать не стали. И все это было организовано государственным служащим, банкротным управляющим – Канатом Ахметовым, — подчеркивает Лежнев.
В тот же день директором было подано заявление в прокуратуру о рейдерском захвате предприятия. В Нацпалату предпринимателей по Костанайской области. Передано заявление в органы юстиции Рудного о том, чтобы не проводили незаконную перерегистрацию директора до решения суда. И подается иск в Специализированный Межрайонный Экономический Суд по Костанайской области.
-Мы на собрании проголосовали за принудительный вывод – это первый этап. Второй – это вывод акционеров через суд. Мы должны доказать, что они нанесли финансовый ущерб предприятию. После чего последует принудительный выкуп доли, и вывод из состава учредителей. Более того, рейдеры в лице банкротного управляющего, четко заявили, что они намерены обанкротить предприятие, — возмущается Лежнев. — Я за 7 месяцев погасил задолженность по заработной плате, получил лицензию первой категории на ведение электромонтажных работ, высшую. Договорился с большинством кредиторов о том, как будем гасить долги. То есть, за 7 месяцев предприятие было выведено с нулевого в рабочее состояние. На конец года должно было остаться 30 миллионов долгов. Это год работы. На собрании мы поднимали вопрос о проведении внешнего аудита, реабилитации. Тоесть, в течение 2018 года ТОО могло уже полностью расплатиться с долгами, и начать нормально работать. Но это акционерам из Алматы не надо. Где логика?
А логика проста. Собственно, цели рейдеров понятны и самому Лежневу. Фирме «Костанайэлектромонтаж» принадлежит 6,45% акций АО «Казэлектромонтаж». А это означает, что у предприятия согласно Закону «Об акционерных обществах» есть право обращаться в любые инстанции, в том числе в суд об отмене всех сделок по покупке и продаже акций. Чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос – ТОО «Костанайэлектромонтаж» нужно обанкротить. Нет предприятия – нет права взыскания.
Владимир СЕРЕГИН
На фото: Евгений Лежнев