Введение капиталистического строя в стране вопреки ожиданиям привело к росту в Казахстане числа госслужащих. Не помогает пока и компьютеризация части документооборота, передаёт regnum.ru
Сокращение номенклатуры и борьба с бюрократией — этот лозунг существует еще со времен перестройки. В Казахстане существует стойкое убеждение, что государству нужен маленький, но профессиональный государственный аппарат. Его постоянно сокращают, трансформируют, модернизируют и структурируют, однако жалобы на его работу не прекращаются.
Насколько же изменилась численность государственных служащих по сравнению с советским временем в Казахстане? В «Статистическом ежегоднике Казахстана в 1990 году» на страницах 58−59 приведены данные по их численности в 1980 и 1990 году, то есть до и после перестройки. Основой исследования также стали:
- лимиты штатной численности местных исполнительных органов и предельное число заместителей акимов (глав администраций — ИА REGNUM ) областей, городов Алма-Аты и Астаны, районов (городов областного значения);
- лимиты штатной численности министерств и иных центральных исполнительных органов с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений;
- штатная численность отдельных государственных органов Республики Казахстан, содержащихся за счет республиканского бюджета.
Из численности центральных органов было исключено МВД (как правоохранительная служба), а также подведомственные учреждения (гражданские служащие). В сам список не входят и не входили министерство обороны и спецслужбы.
В итоге получилась нижеследующая таблица. Правда, довольно трудно соотнести категории друг с другом, но все равно общее представление составить можно.
Численность государственных служащих в Казахской ССР и Республике Казахстан, тысяч человек
Численность работников управления Казахской ССР по категориям |
1980 |
1990 |
2017 |
Лимиты численности госслужащих Казахстана |
Всего в исполнительной власти, из них: |
84,2 |
55,7 |
87,86 |
Всего в исполнительной власти, из них: |
Союзный аппарат |
0,2 |
0,2 |
— |
|
Республиканский аппарат |
11,9 |
6,9 |
43,524 |
Центральные исполнительные органы — министерства, агентства и т.д. |
Областные управления и отделы |
22,1 |
17,0 |
44,336 |
Местные исполнительные органы — акиматы |
Районные и городские управления и отделы |
25,7 |
28,9 |
||
Органы хозяйственного управления |
24,3 |
2,7 |
— |
|
Аппарат Президиума Верховного совета и исполкомов советов народных депутатов |
17,8 |
21,0 |
0,691 |
Аппарат палат парламента, аппараты маслихатов |
Судебные и юридические учреждения |
4,8 |
6,1 |
8,39 |
Аппараты Конституционного совета, Высшего судебного совета, Верховного суда, судьи областных и приравненных к нему судов, судьи и приравненных к нему судов |
Таким образом, можно отметить следующее:
- В управлении Казахской ССР участвовали и партийные структуры, которые дублировали государственную власть и осуществляли над ней контроль, однако в реальности это было избыточно. Поэтому можно брать в качестве количества управляющих сотрудников именно государственных служащих.
- Несмотря на компьютеризацию и переход государства к капиталистической экономике, численность государственных служащих в исполнительной власти выросла. По сравнению с 1980 годом — незначительно, а по сравнению с 1990 годом — в полтора раза.
- Интересно, что вообще не изменилось количество госслужащих в местных исполнительных органах, хотя количество административно-территориальных единиц изменилось.
- Зато в шесть раз по сравнению с 1990 годом и в 3,6 раза по сравнению с 1980 годом выросло количество госслужащих в центральных исполнительных органах. Именно там и можно их действительно сокращать.
- Увеличилось число госслужащих, которые обеспечивают деятельность судов, но сильно упало количество сотрудников в аппаратах местного самоуправления.
Таким образом можно определить, где и как выросло количество государственных служащих в Казахстане. Но так как именно центральные государственные органы и определяют штатную численность собственных структур, кажется нереальным, что они решат сами себя ограничить в количестве. Плюс сейчас огромную часть их работы составляют внутри‑ и межведомственные согласования. Причина проста: страх взять на себя ответственность за принятие решений. Значит, сокращение штатов потребует изменения и этой части казахстанской политической культуры, а это очень непросто.