По какой цене чиновники становятся хулителями Отечества и рекламными агентами иностранных фирм? – такой вопрос озвучил Азат Перуашев в депутатском запросе фракции «Ак жол» в адрес правительства, генпрокуратуры. Текст запроса приводится ниже, передаёт akzhol.kz
Премьер-министру РК
Генеральному прокурору РК
Фракция «Ак жол» постоянно поднимает вопросы защиты интересов отечественных производителей в системе государственных закупок.
Как известно, ранее из закона «О государственных закупках» были исключены понятия отечественного производителя и казахстанского содержания, как и процедура предварительного обсуждения конкурсной документации по госзакупкам, требующим проектно-сметную документацию.
11 ноября 2015 года, когда обсуждался этот закон, фракция «Ак жол» 9 раз голосовала против таких предложений правительства. Тем не менее, закон был принят.
Теперь мы пожинаем плоды этих решений и открыли ворота для самых вопиющих и абсурдных шагов чиновников, лоббирующих иностранную продукцию и идущих ради этого на прямую подтасовку фактов.
Почему нашим чиновникам так интересно работать именно с иностранными поставщиками и производителями — становится понятно на фоне регулярных скандалов с оффшорными счетами.
20 мая 2016 года, отвечая на наш депутатский запрос (от 27 апреля 2016 года) о ситуации с казахстанским содержанием, министерство национальной экономики сообщило, что Министерству инвестиций и развития, акиматам областей и г.г.Астана и Алматы Вами лично, уважаемый Бахытжан Абдирович, поручено усилить контроль за использованием продукции отечественного производства в государственных проектах, начиная со стадии проектирования.
Там же сообщалось, что казахстанское содержание по трубам составляет 85%, по котлам — 52%, по запорно-регулирующей арматуре — 15%.
Неужели за почти десятилетний срок реализации программы индустриально и — подчеркиваю — инновационного! — развития ГПИИР, мы так и не начали выпускать ничего кроме труб и арматуры?
В действительности это не так. За эти годы в Казахстане появились и неплохо развиваются многие новые производства.
Другое дело, что это развитие происходит порой не благодаря, а вопреки некоторым местным чиновникам.
Приведу конкретный пример: 11 сентября 2017 г. ведущее отечественное предприятие в отрасли электротехнического машиностроения — Кентауский трансформаторный завод — обратилось в Управление энергетики и коммунального хозяйства г.Алматы по поводу участия в ряде проектов (строительство электрических сетей внешнего электроснабжения объектов Универсиады, развитие сетей электроснабжения присоединённых территорий и строительство сетей для электроснабжения горнолыжного курорта «Кок Жайлау»).
В ответе от 22 сентября и.о. заместителя руководителя управления Ж.Саматов сообщает предприятию, что на момент разработки одного проекта (курорт Кок-Жайляу) в 2013 году Кентауский завод нужные трансформаторы якобы не производил.
Это утверждение опровергается и сертификатом СТ-КЗ, и сертификатом соответствия на данные трансформаторы, выданными предприятию ещё в 2012 году.
Далее чиновник заверяет отечественного производителя, что его продукция якобы была установлена на другом проекте (присоединённые территории), что опровергается самим заводом, иначе для чего бы он обращался с таким вопросом. По данным производителя, вместо предусмотренных проектом трансформаторов отечественного производства была установлена дешёвая китайская техника. Но согласно СНИПам, такая замена должна была сопровождаться пересмотром всей документации и повторной экспертизой внесённых изменений. Ничего этого не было сделано.
Аналогичная ситуация сложилась и с третьим проектом.
Удивительно, что в параллельном письме Агентству по развитию местного содержания NADLOG от 8 ноября т.г., тот же самый господин, ссылаясь на совещание без участия самого Кентауского завода, утверждает, будто завод не производит, а лишь «реэкспортирует» технику из КНР под своей маркой, т.е. прямо обвиняет предприятие в фальсификации.
Вообще-то такие обвинения должны не голословно делаться за спиной бизнеса, а юридически доказываться, включая отмену имеющихся сертификатов. Без этого таким обвинениям грош цена.
Но зато далее по тексту, тот же чиновник торжественно заявляет, цитирую: «В проектно-сметной документации применены трансформаторы производства ПАО «Запорожтрансформатор», являющегося старейшим и надёжнейшим производителем».
И это пишет казахстанский чиновник, при том, что в Казахстане есть несколько отечественных производителей трансформаторов в разных городах, появившихся в результате реализации программы индустриально-инновационного развития!
Он бы ещё на рекламу этот Запорожтрансформатора снялся с таким заявлением.
На кого вообще работают эти господа, на своё государство или на иностранные компании?
Я не знаю, сколько лет работает этот «старейший» Запорожский завод. Но Кентауский трансформаторный пару лет назад отметил 55-летие.
И самое главное — это казахстанское предприятие, которое платит налоги моей стране, на котором работают несколько тысяч казахстанских граждан и который внедряет самые современные технологии. Говорю об этом, поскольку неоднократно был на этом предприятии и собственными глазами видел и высокую культуру производства, и молодых казахских инженеров, и их новейшую продукцию.
Но вопрос не в одном этом заводе.
С каких это пор и по какой цене наши государственные чиновники становятся хулителями Отечества и рекламными агентами иностранных фирм?
Аналогичные примеры выдавливания своих производителей есть и в других регионах, в госорганах и нацкомпаниях.
И государственные деньги убегают то в Украину, то в Азербайджан, то в Китай, а то и прямо на офшорные острова.
А наши заводы и наши рабочие выживают, как могут. Но от того, как они выживают — зависит экономика и социально самочувствие целых городов и регионов.
Что делать с такими чиновниками, которые не только не допускают отечественные компании до госзакупок, но ради этого ещё и так беззастенчиво и бессовестно лоббируют иностранные товары вопреки программам индустриализации и призывам Президента поддерживать отечественного производителя — что делать с такими чиновниками, — разберитесь уже, пожалуйста.
На основании изложенного, фракция «Ак жол» просит принять системные меры по реальному, а не декларативному исполнению поручений Президента о поддержке отечественных производителей.
В том числе — ввести прямой запрет на замену продукции отечественного производства в проектно-сметочной документации при закупе товаров, работ и услуг.
С уважением, депутаты фракции «Ак жол»