Речь идет о необоснованных повышениях цен на яйца
В течение полугода в Костанайской области идет спор между антимонопольщиками и ТОО «Жас Канат 2006». Первые считают, что у них есть основания для расследования нарушений антимонопольного законодательства, поскольку был факт резкого повышения цены на яйца. За период с 03.10.2016 года по 05.12.2016 года рост цен произошел со 197,1 тенге/десяток до 297,8 тенге/десяток (на 51%). Вторые уверены, что они никоим образом не влияют на ценовую политику в регионе. Причем суд первой инстанции согласился с доводами антимонопольщиков, а вот апелляционная инстанция решила иначе. Итак, о чем речь?
Сотрудники антимонопольного ведомства, анализируя СМИ, обращения оптовиков, констатировали: имеются факты повышения отпускных цен и ограничения реализации яйца куриного со стороны костанайских птицефабрик и оптовых поставщиков. Кроме того, был сделан мониторинг цен на социально значимые продовольственные товары, в том числе на яйца. В ходе проведенного мониторинга был установлен рост цен на 51%. В принципе, гражданам и без мониторинга видно, что цены на яйца постоянно растут. Спроси любую домохозяйку, и она об этом скажет.
В 2016 году при анализе товарного рынка доля ТОО «Жас Канат 2006» на рынке оптовой реализации яйца куриного составила 76,4%. Однако в ходе разбирательств в суде апелляционной инстанции это предприятие доказало, что доля.
ТОО «Жас-Канат 2006» на товарном рынке Костанайской области по реализации яйца до конечного потребителя не превышает 30%.
И суд им поверил, несмотря на наличие у департамента никем не отмененного анализа, свидетельствующего о доли в 76,4% в 2016 г. По данным антимонопольного ведомства, в ходе изучения вопросов, связанных с повышением цен, большое внимание привлекла действующая на предприятии схема реализации яйца куриного, а именно то, что почти весь объем производимого птицефабрикой яйца реализуется через два предприятия (посредника). Более того, яйцо в Костанайской области стоит дороже, нежели в других регионах, чего по законам экономики не может быть, так как для доставки яйца в другие регионы требуются транспортные затраты, а они на сегодняшний день, как мы знаем, довольно-таки существенные.
Возникает вопрос: если яйцо нашей костанайской птицефабрики в других регионах стоит дешевле, чем у нас, не наши ли потребители оплачивают эти транспортные затраты для доставки яйца в другие регионы?
Также непонятно тогда, почему именно ТОО «Жас Канат 2006» получает самую большую сумму субсидии на удешевление стоимости пищевого яйца, если он не основной производитель. По данным Управления сельского хозяйства акимата Костанайской области, в 2017 году на удешевление стоимости пищевого яйца и удешевление стоимости мяса всего было выделено 1 млрд 296 миллионов тенге, из них 700 миллионов семь тысяч получает ТОО «Жас Канат 2016».
То есть налицо факт того, что ТОО «Жас Канат 2006» все же является основным поставщиком яйца в Костанайской области.
Пока чиновники бьются за удешевление яйца и доказывают наличие оснований для проведения расследования, яйца для потребителей становятся деликатесом…
Александра СЕРГАЗИНОВА