Депутат предложила заменить базовый должностной оклад на установленный законом минимальный размер месячной заработной платы
Депутат мажилиса парламента Гульжана Карагусова потребовала принять меры по реальному увеличению зарплаты работников образования, здравоохранения и социальной сферы, передаёт sputniknews.kz
Однако в 2016 году реальная среднемесячная заработная плата работников образования повысилась на 6,4% относительно 2015 года, а работников здравоохранения и социальных услуг всего лишь на 0,7%. В 2017 году реальная среднемесячная заработная плата работников образования уменьшилась на 4,4%, а работников здравоохранения и социальных услуг – 4,3%.
«То есть по факту получается, что заработная плата работников образования, здравоохранения и социальной сферы не увеличилась, а уменьшилась», — говорится в запросе.
Карагусова привела пример зарплаты работников столичного центра социального обслуживания «Нұрлы жүрек», где работают с инвалидами старше 18 лет, которые болеют психоневрологическими заболеваниями, а также с детьми-инвалидами. В этой организации санитарка получает на руки 30 924 тенге, помощник воспитателя – 28 247 тенге, кухрабочие – 27 390 тенге. В других регионах страны ситуация не лучше, социальные работники получают от 26 тысяч до 40 тысяч тенге, добавила депутат.
«Разве можно прожить на такую зарплату, если оплата коммунальных услуг составляет в среднем 15-20 тысяч тенге (в зимнее время), а еще необходимо покупать продукты питания, оплачивать проезд в общественном транспорте, детские сады и так далее. У большинства работников нет своего жилья, приходится снимать комнату», — заметила Карагусова.
При такой зарплате большинству работников образования, здравоохранения и социальной сферы недоступна ни одна государственная жилищная программа, добавила депутат.
По ее словам, одной из основных причин такой зарплаты гражданских служащих является низкий уровень базового должностного оклада, применяемый для исчисления их должностных окладов. Базовый должностной оклад в размере 17 697 тенге был установлен в 2011 году. Эта величина ниже прожиточного уровня почти на 40% и остается без изменений на протяжении семи лет.
«Неоднократные повышения уровня оплаты труда работников соцсферы сводились к увеличению коэффициентов, применяемых для исчисления должностных окладов. Однако принятые меры никак не отразились на увеличении реального размера зарплаты работников соцсферы», — заявила парламентарий.
В связи с этим Карагусова предложила заменить базовый должностной оклад на установленный законом минимальный размер месячной заработной платы. При таком подходе труд будет оцениваться более объективно, так как будет регулироваться реальными факторами, ведь минимальный размер месячной заработной платы индексируется ежегодно с учетом уровня инфляции, заключила депутат.