Карта сакральных мест региона будет готова к концу 2018 года, передает НК.
Многие костанайцы в стремлении к духовному развитию и в поиске исторических корней предпочитают посещать святые места, выезжая в южные области республики. Но мало кто задумывается, что не менее известные, почитаемые объекты паломничества есть и у нас в регионе.
— Костанайская область обладает богатым потенциалом природного и культурного наследия, — рассказывает заведующая отделом экскурсионной и культурно-образовательной работы областного историко-краеведческого музея Бахытгуль Муратбекова. — На территории региона насчитывается 726 памятников истории и культуры и 514 объектов историко-культурного наследия, находящихся в списке предварительного учета. Сегодня в музее научными сотрудниками ведется работа по созданию Карты сакральных объектов Костанайской области. Готова она будет ориентировочно к декабрю следующего года.
Рассказали в музее и о самых известных местах паломничества в регионе. К примеру, в Алтынсаринском районе, у села Шокай находится почитаемая могила Шокая Балканулы. Шокай Балканулы (приблизительно 1775-1858 годы жизни) – бий трех жузов и известный оратор, советник Жангир-хана. Его называли аулие – святой, к нему приезжали за тысячи километров, прося благословить новорожденного, предсказать будущее. И поныне его захоронение – популярное место паломничества.
Среди наиболее выразительных памятников казахского мемориально-культового зодчества Торгайского региона можно выделить памятник местного значения – двухкупольный мавзолей Габдоллаулы Сатыбалды ишана. Мавзолей был построен в 1899 году. Он расположен на старинном кладбище села Амангельды Амангельдинского района. Габдоллаулы Сатыбалды ишан был одним из просвещенных богословов своего времени, много странствовал. После смерти его стали считать святым человеком. Более ста лет к его могиле идут паломники, чтобы попросить об исцелении. В мавзолее похоронены также старший сын Сатыбалды ишана Файзулла и близкий друг Омар Калпе.
Одно из наиболее притягательных мест Амангельдинского района для местных жителей и приезжих – мавзолей Сагана Маката. Здесь покоятся останки потомков Маката из рода толеков племени аргын. Это был богатый и ученый человек.
Среди наиболее значимых объектов национально-культурного достояния Камыстинского района – захоронения воинов-батыров, погибших в сражениях с джунгарами. Каменные кулпытасы на кладбище, расположенном неподалеку от древнего аула Уркаш, служат вечным напоминанием камыстинцам о славных подвигах предков.
В Карабалыкском районе, возле станции Магнай на родовом кладбище узын-кипчаков находится могила батыра Мандая. В народной памяти он остался как талантливый полководец, умело противостоявший джунгарам. Под знаменами Аблай-хана войско Мандая участвовало во всех крупнейших сражениях и походах. Некоторое время он даже возглавлял личную гвардию хана Аблая. Затем вернулся на родину и до самого присоединения Казахстана к России охранял рубежи от набегов калмыков и башкир. Заставы Мандая стояли в кипчакских аулах Тогузак, Шадыксай, Екеншилик, Былгаши, Талды, Кайрак.
В Наурзумском районе, на трассе от районного центра Караменды к селу Уленды находится могила святого Тюркебай ата. По свидетельству местных жителей, он прославился как целитель XIX века. Есть поверье, что, умирая, Тюркебай ата сказал: «Моя сила сохранится еще 200 лет». Поэтому каждый пришедший к могиле, независимо от вероисповедания, может положить камень к знаку у дороги либо к могиле святого, попросив его о помощи.
Один комментарий
Марина Холод
Где-то там памятник есть моему прадеду …сын его Ахмет…его Кубек. ..он лечил…а точно незнаю где…или в Амангельдах…или в Наурзуме.